?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноАпрель. Часть 2.

Вторая часть КиноАпреля. Япония, США, Франция, Испания, Италия и СССР. Неореализм 60-х, Вторая Мировая война глазами современников, фильм о социальных проблемах почти нашей страны и фильм для взрослых, после выпуска сценария которого, в Японии режиссер был отдан под суд, где продолжал тяжбу с властями четыре года, но был оправдан.

1111. «Короткие встречи» СССР, 1967. Реж. Кира Муратова.

В этот раз я смотрела выпуск «Начало прекрасной эпохи» о фильмах, которые рассказывают о «тяжелой любви». Такой, что не приносит счастья, изматывает, разбивает сердца, но не отпускает даже в минуты самой острой боли. Любовь, которую невозможно пережить, переступить в себе. Фильм Киры Муратовой, которому несправедливо присвоили «3 категорию» и пустили по задворкам просмотра, мстительно лишили зрителя, не смотря на все эти препоны, дошел до нас. Эта картина с одной стороны тривиальна – один мужчина и две женщины. Геолог в ореоле романтики, мужества, непостоянства и кочевого образа жизни. Начинающий набирать беспрецедентную популярность, Владимир Высоцкий.  Деревенская девушка Надя, замкнутая и открытая одновременно, с неповоротливой, преданной душой, мучительно переживающей соперничество с городской дамой, обеспеченной, умной, занимающей высокое положение. Но это ни в коем случае не зависть, и не упрямое «я лучше», не принижение и не унижение. Это боль необладания. Это пустота отсутствия человека в твоей душе, и при этом – отстраненно и в то же время внимательно – наблюдение за чужой жизнью, в которой ей, кажется, нет места. И да, я была удивлена, что передо мной кинодебют Нины Руслановой. Кто бы мог подумать… Я ничего-то толком и не видела у нее. И теперь понимаю в чем глубина таланта. Когда смотришь на ее игру, кажется, что перед тобой спрятанный клад, какие-то могучие залежи таланта, которые сейчас только в пол силы проявляются, но уже поражают и привлекают внимание. Она была необычной девушкой. Она была новой звездой. А Кира Муратова,  та которая не пожелала снимать навязанную ей актрису в главной роли, и сама исполнившая эту непростую роль – придала фильму почти прозрачную атмосферу, связь нитей любви, какого-то глубинного непонимания, постоянного желания исправить, понять как себя вести, найти выход. Мягкая, добрая, такая… нежная, но разбитая, как та тарелка с трещиной, по которой Валентина Ивановна проводит пальцем. А потом берет одну половину, и оказывается, что тарелка разбита надвое, просто выглядит как целая…
Мне очень понравился этот фильм. Я даже не могу толком выразить те чувства, которые охватывали меня во время просмотра. Потому что это сложно перевести в язык слов, это что-то на уровне сердца, чувства, воздуха, любви и боли. Люблю.

10 из 10.

1212. «Ева» Франция, Италия, 1962. Реж. Джозеф Лоузи.

До Чейза о страсти, которая строится не на любви, а на душевной патологии, больше писали в учебниках по психиатрии, а не в художественной литературе. Роман «Ева» рассказал об этом чувстве и сразу же стал очень популярен, поэтому не удивительно, что для экранизации бестселлера продюсеры нашли фантастические деньги, самых известных актеров и пригласили талантливого режиссера.  Самые дорогие кинозвезды мира – Стенли Бейкер и Жанна Моро – должны были привлечь внимание публики и стать залогом коммерческого успеха. Режиссер Джозеф Лоузи, уже снявший несколько ярких арт-хаусных лент, должен был привлечь внимание критиков, и создать маленький шедевр. Но Лоузи не умел идти на полумеры, и угождать и критикам (элитарное кино), и зрителям (массовое, кассовое кино). Его замыслы были грандиозны, его талант проявился во всей своей мощи, его инструменты (большой бюджет и блестящие актеры) помогли ему воплотить в жизнь все дерзкие планы. И получился невероятный, совершенно необычный фильм. Неореализм в его исключительном воплощении. Глубокий и многозначный. Но… слишком долгий. Продюсеры пришли в ужас от конечного хронометража – 3. 5 часа! Они прямо представляли, как люди будут уходить из кинотеатров, не дождавшись конца фильма. Ювелирного психологического исследования такого понятия как «слепая страсть» не получилось. Фильм резали и сокращали. И оставили в сухом остатке скупые полтора часа, которые лишили фильм всей его уникальности… Но знаете, даже не смотря на это «Ева» произвела на меня огромное впечатление.
Я почти не видела фильмов с Жанной Моро (лишь несколько ее последних работ), и, конечно, была поражена ее игрой. Она такая странная и в ней есть что-то неуловимое, что хочется поймать, понять и наконец, раскрыть секрет ее таланта. Поэтому смотришь внимательно за каждым ее жестом, словом, ловишь ее взгляд, но все равно не можешь разгадать ее тайны.  А вся история… Знаете, я прочла много разочарованных отзывов в интернете от людей, которые ждали «Чейза», а получили «Лоузи». Чейз – для массовой культуры, а Лоузи нет. Поэтому я думаю, что эти люди смотрели не свое кино. Человеку, который ждет психологического триллера, трудно переключиться на качественный арт-хаус. А этот кино бесспорно качественный продукт элитарной культуры. Так что аудитория была не та. А фильм прекрасен. Полностью и бесповоротно.

10 из 10.

1313. «Такси на темную сторону» США, 2007. Реж. Алекс Гибни.

Премии. Оскар: Лучший документальный фильм.

Это фильм о том, как американская армия после трагедии 11 сентября переступила черту законности и человечности. Как они пытали и убивали людей, потому что был шанс, что они «что-то знают». Фильм в котором использованы откровенные фото, что делали улыбающиеся американцы над истерзанными, голыми людьми. Как проходило расследование, о чем заявляли политики и как журналисты пытались добиться правды, там, где казалось она никому не нужна… Конечно, это дела давно минувших дней. События почти 13-летней давности. Но знаете, мне кажется об этом все равно нужно говорить, и нужно смотреть. Потому что в условиях тотальной борьбы с терроризмом бесконечно легко наступить на те же грабли. Советую.

9 из 10.

1414. «Море внутри» Испания, Франция, Италия, 2004. Реж. Алехандро Аменабар.

Премии. Оскар: Лучший фильм года на иностранном языке («Испания»). Золотой глобус: Лучший фильм на иностранном языке («Франция, Италия, Испания»). Гойя: Лучший фильм. Лучший актер-дебютант (Тамар Новас). Лучшая мужская роль (Хавьер Бардем). Лучшая женская роль (Лола Дуэньяс). Лучшая актриса-дюбютант (Белен Руэда). Лучшая мужская роль второго плана (Сельсо Бугальо). Лучшая женская роль второго плана (Мабель Ривера). Лучший режиссер (Алехандро Аменабар).  Лучший оригинальный сценарий. Лучшая работа оператора. Лучший звук. Лучший оригинальный саундтрек. Лучшее руководство производством. Лучший грим/причёски. Венецианский кинофестиваль: Особый приз жюри. Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Хавьер Бардем). Премия молодежного кино за лучший иностранный фильм. Европейская киноакадемия: Лучшая мужская роль (Хавьер Бардем). Лучший режиссер (Алехандро Аменабар). «Золотой сателлит», «Независимый дух» и премия Национального совета обозревателей за лучший иноязычный фильм в США, премия «Давид Донателло» в Италии за лучший европейский фильм.
Номинации. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Оскар: Лучший грим. Золотой глобус: Лучшая мужская роль (драма) (Хавьер Бардем). Гойя: Лучшая работа художника-постановщика. Венецианский кинофестиваль: Золотой лев. Европейская киноакадемия: Лучший фильм. Лучшая операторская работа (Хавьер Агирресаробе). Лучшая работа сценариста (Алехандро Аменабар, Матео Хиль).


Когда я посмотрела этот фильм, то очень долго не могла прийти в себя. Я сидела в интернете, читая биографию Рамона Сампедро, я смотрела фотографии, где он был так похож на тот образ, что воссоздал Хавьер Бардем на экране. На его улыбку, на его глаза. Я смотрела отрывки того самого последнего видео, когда он выпивает яд. Его похороны. Вид того самого проклятого берега, где он получил травму. Я читала его стихи. Сотни статей в испанских газетах, которые до сих пор пытаются ответить на вопрос без ответа. Имеем ли мы право на эвтаназию? И действительно ли это гуманно?
Этот фильм был для меня откровением, он обладает какой-то невероятной силой, которая сжимает все внутри, и вырывает кусками твою душу. И я не знаю, в чем именно причина – в самой истории, в самом Рамоне, который продолжает жить во всех этих стихах, книгах, статьях и видео или в таланте режиссера, актера, гримеров и операторов? Я не знаю. Но «Море внутри» производит невероятный эффект. И наверное, невозможно ответить на мой вопрос однозначно. К сожалению, я не нашла видео о том как снимался этот фильм, в интернете очень много отсылок к тому, что по телевизору показывали накануне демонстрации фильма. Есть конечно, воспоминания тех счастливцев, которые видели ее по телевизору, но это совсем не то. А еще очень-очень жаль, что книги Рамона до сих пор не переведены на русский… Есть какие-то ничтожные крохи, но это даже не капля в море. Это меньше… надеюсь, когда-нибудь переведут…
Мне кажется, это лучший фильм, что я смотрела в этом году. А может быть и за все время. Преклоняюсь.

10 из 10.

1515. «Ее зовут Сара» Франция, 2010. Реж. Жиль Паке-Бреннер.

Номинации. Сезар: Лучшая актриса (Кристин Скотт Томас).

Нужно обладать незаурядным талантом, чтобы снять настолько современный фильм о событиях почти 60-летней давности. Конечно,  Жиль Паке-Бреннер поступил мудро, он запараллелил эти две временные реальности, связал главных героев невидимыми линиями и добился того, что прошлое родилось заново, и историю, насколько это, возможно, переписали начисто… А сюжет таков – в 1942 году французские власти (!) пришли арестовывать еврейскую семью. Маленькая девочка Сара спрятала младшего брата Мишеля в чулан и закрыла на ключ. А в современном Париже семья главной героини, получает в подарок от родителей квартиру, где муж провел все свое детство, и с самими радужными планами начинает глобальный ремонт. Только вот главная героиня Парижа 2010 – журналистка. А маленькая героиня 1942, сбежала из концлагеря, чтобы спасти своего брата.
Очень трогательное, пронзительное кино. Очень человечное и честное. И, кстати говоря, реальное – понимаешь, что все именно так и было, во всяком случае – могло быть. И может быть я мало поняла Сару, потому что в моей голове не умещается вся эта боль, и я не могу себя даже представить на ее месте. Поэтому лишь некоторые эпизоды фильма остались для меня чужими. Очень сильное кино. Настоятельно рекомендую.

10 из 10.

1616. «Мальчик по имени «Эйч» Япония, 2013. Реж. Ясуо Фурухата

Премии. Премия газеты «Хоти Симбун»: Лучший дебют. Премия газеты «Никкан Спортс»: лучшая женская роль второго плана. Премия Исихары Юдзиро. Премия журнала «Кинэма Дзюмпо»: лучший новый актёр.
Номинации. Премия Японской киноакадемии: Лучший фильм. Лучшее художественное воплощение. «Голубая лента»:  Лучший фильм.


В этом году в издательстве Гиперион вышла книга Каппа Сэноо "Мальчик по прозвищу "Эйч". Эта книга очень популярна в Японии, и в 2013 году ее экранизировал Ясуо Фурухата. Секрет популярности прост – это история невыдумана, в 67 лет Хадзимэ Сэноо, который уже много лет живет под псевдонимом Каппа (буквально водяной), написал свои детские воспоминания. Это почти мемуары, только оформлены в виде романа. Искренне, бесхитростно и честно он рассказал, как пережила войну его семья, его город, школа, друзья. Его родители приняли христианство, и воспитали детей в новой вере, и когда началась война, они стали жертвой обвинения в шпионаже, в преследованиях и грязных намеков. А потом война закончилась. И разоренная страна училась жить дальше. А 15-летний Хадзимэ нашел свой путь в жизни.
Ясуо Фурухата снял очень доброе, мудрое кино. Сначала я посмотрела интервью с ним, в котором режиссер рассказал, что после войны, единственным его развлечением было ходить в кино на довоенные французские фильмы. И эти традиции классического кинематографа наложили отпечаток на его стиль. Этот фильм смотришь как старую добрую историю, уж единственно, что не черно-белую. Но я рада, что фильм цветной, в нем так много солнца и света! Мне очень понравились главные герои истории – надежный, умный, справедливый отец, который учит сына жить. И маленький, храбрый, тоже умный мальчик, который пока многого не понимает, но изо всех сил старается разобраться. Почему «дядя похожий на тетю», красивый молодой актер, не захотел пойти в армию. Почему нельзя говорить «красный», почему дети пишут на его парте «шпион» и почему ему нельзя рисовать ни кораблей, ни картины Моне, которые ему так нравятся. Я готова пересматривать этот фильм часами. И если книга хотя бы вполовину так же хороша как фильм, я обязательно ее прочту.

10 из 10.

1717. «Хиросима, моя любовь» Франция, Япония, 1959. Реж. Ален Рене

Премии. Британская академия: Премия объединенных наций. Приз Французского синдиката критиков за лучший фильм.
Номинации. Оскар: Лучший оригинальный сценарий. Британская академия: Лучший фильм. Лучшая иностранная актриса (Эмманюэль Рива). Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.


Это очень необычный фильм. Не зная ничего о том, в чем именно его величие, почему его называют «культовым кино», не разбираясь в тонкостях неореализма, я просто это чувствовала. Это фильм оставляет свой след… Французская актриса встретила на съемках в Хиросиме мужчину. И этот мужчина, здесь на земле страшной боли и ужасной трагедии, заставил ее вспомнить другую боль и другую трагедию, ее личную, собственную, неизбывную.  Это как-то странно – в городе в котором погибли тысячи людей, на фоне фотографий жертв, кадров документальной хроники – полностью погрузиться в собственные переживания. Вспоминать детали того, что случилось когда-то во Франции. В какой-то момент это кажется эгоистичным. А потом не замечаешь как, но две трагедии переплетаются друг с другом и стираются границы стран и наций. И остается только боль.
Странно дело, но когда ты много раз слышал о каком-то фильме, но никогда не читал ни рецензий, ни критики, не видел интервью, и даже эпизодов, листая каналы по телевизору – в голове складывается некий образ. Какое-то представление о нем. И мне казалось, я знаю о чем этот фильм, и я думала, что узнаю его… Но всё не так. Режиссер словно поднял героев и их отношения над трагедией в Хиросиме. И сделав это заставил посмотреть на мир другими глазами, увидеть последствия войны в другом ракурсе. Это напоминает французский экзистенциализм. Это напоминает романы Сартра и картины Мишо. И пожалуй больше всего меня поразила музыка. Она затихала, исчезала, неожиданно обрушивалась на зрителя тысячами фраз, стуков и шорохов. Музыка было отдельным действующим лицом. Это была поэма. Меня поразил такой эффект. Для меня никогда музыкальное сопровождение не играло решающей роли… А здесь я невольно вслушивалась…
Это действительно классика, которую стоит смотреть и пересматривать. Впечатлена.

10 из 10.

1818. «Империя чувств» Япония, Франция, 1976. Реж. Нагиса Осима.

Я даже не уверена, что стоит рассказывать о том, что я видела этот фильм. Это почти так же не прилично, как признаться в том, что ты смотришь порно. Но меня вразумили критики. Оказалось, что Чикагский фестиваль наградил его специальной премией жюри, ФИПРЕССИ включил в число ста фильмов мира, а по опросу, проведённому среди критиков, картина Нагисы Осимы была названа лучшей эротической лентой всех времён и народов. Знаете, это тот самый случай, когда ты смотришь фильм, неодобрительно покачивая головой, а кто-то расписывает его как шедевр. Я чувствую себя как те бедные французы из романа Золя «Творчество», которые увидев картину главного героя-импрессиониста (собирательный образ друзей писателя) и высмеяли ее ничтоже сумняшеся. Это как такое возможно, люди добрые? Да, что себе позволяет этот художник! Девица голая лежит на траве, а господин рядом одетый лежит! Во дают! В наше время такой пошлости себе не позволяли… Вот-вот, я в точь как эти благородные господа. Только вот фильм снят в 1976, а я сейчас в 2016. Но шок – самое приблизительное слово, которым можно описать мое состояние. Я и в самом деле думала, что это порнография, потом решила, что это очень для меня арт-хаусная эротика. А когда финал фильма до боли напомнил мне великого и ужасного Ларса фон Триера, я поняла, что ничего не поняла в этом произведении искусства. Ступор. В общем, я вам его не советую. А если захотите посмотреть, то помните, что он очень и очень откровенен. И пометка 18+, слишком мягкосердечна. Это 30+ я бы сказала.

7 из 10.

1919. «Дзета» Франция, Алжир, 1969. Реж. Коста-Гаврас.

Премии. Оскар: Лучший монтаж. Лучший фильм на иностранном языке  («Алжир»). Золотой глобус: Лучший иностранный фильм («Алжир»). Британская академия: Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму. Каннский кинофестиваль: Приз жюри. Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Жан-Луи Трентиньян).
Номинации. Оскар: Лучший фильм. Лучший режиссер (Коста-Гаврас). Лучший адаптированный сценарий. Британская академия: Лучший фильм. Лучший сценарий. Лучший монтаж. Премия объединенных наций. Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.


«Z» - значит «он жив!» Всего одна буква, которая вмещала в себя все возмущение, все недовольство, несогласие с несправедливостью, всю силу протеста после событий 1963 года в Греции. Фильм Коста-Гавраса означает «мы живы!»
Фильмы о социальных проблемах изначально не могут быть восприняты равнодушно. Потому что в любом обществе, при любом режиме будут коррупция, ложь, политиканство. Только в одном случае, это будет открыто и нагло, а в другом – тайно и с постоянным страхом наказания. Коста-Гаврас снял фильм, который положил начало социальным драмам во всем мире, фильмам, которые не констатируют факт, что «да, у нас все плохо», все просто ужасно, а говорят «да, у нас все плохо, но с этим нужно бороться» «нельзя это так оставлять». И сразу же в голове автоматически  на место становится трудно объяснимое, сложное отношение к «Левиафану». Ведь при всей злободневности, этот фильм как раз из первой категории.

Пока я смотрела этот фильм, меня поглощало чувство безвыходности, беспомощности, безысходности. Все куплено, все запуганы, разве какое-то противостояние возможно? Разве можно пойти против этой совершенно неподъемной, громоздкой машины бюрократии и политиканства? «У нас демократия!» лицемерно заявляет генерал, который только, что объяснял на семинаре, каким образом нужно выпестовать общество послушных граждан, когда и где нужно влиять на умы молодежи. Авторитарное государство, которое смеет объявлять себя демократией!

У меня нет слов, чтобы описать все отвращение, которое я испытывала глядя на прогнивших, наглых, оччень наглых, подлых генералов и политиков. Это зрелище тем более противно, что напоминает тех же самых чиновников из «Левиафана», только разница в том, что здесь им дали отпор. Я не хочу рассказывать о том, как проходило следствие и чем оно закончилось. Если вы не знаете об этих событиях из истории, весь фильм будете гадать – чем все закончится? Хотя в какой-то момент, я верила, что ничем. Да, если честно я совсем ничего не знала об этом убийстве, и поэтому не знала, что будет дальше…
И знаете, это просто невероятно, немыслимо, это почти абсурдно – но как же это похоже на нашу страну… До боли… Мне кажется, этот фильм нужно посмотреть каждому. Для тех, кто входит в оппозицию – чтобы понять, как это было. Для тех, кто просто не равнодушен – чтобы найти в себе силы жить дальше в этом государстве.  Для тех, кому плевать на политику, чтобы понять, как это есть и будет, если вдруг они ничего не замечают.

- Вы тоже жертва ошибки? Как Дрейфус?
- Дрейфус был виновен!

К этому уже нечего добавить.

Comments

( 4 заявки — Оставить заявку )
lo_mar
Apr. 16th, 2016 01:52 pm (UTC)
Мне кажется, тебе нужно посмотреть фильм Кена Рассела "Влюбленные женщины", он старенький -- 1969 года. Очень меня поразил: в первую очередь, осмысленностью кадра в котором присутствие всех и вся не без обусловлено конечной идеей. Понравилось, как автора визуализировал скандальное литературное полотно. Ироничность, актерские работы, краски, монтаж... Она два с лишним часа идет, но... Сначала, увидев хронометраж, я сказал себе: ну, блин, пипец! Зато к концу фильма я невольно кидал взгляд на время, жалея, что его осталось мало.
По современным меркам я не могу назвать его откровенным, но для конца 60-х годов прошлого века он был, думаю, шокирующим. Гленда Джексон, исполнившая роль Гудрун, получила Оскар за лучшую женскую роль.

Про "Море внутри" мы, помнится, с коллегой, посмотрев фильм и усевшись в кофейне, говорили несколько часов. Очень, очень впечатляющая работа, а Бардем -- просто красава!!!)
neosonus
Apr. 16th, 2016 03:20 pm (UTC)
1969 - самое мое:) спасибо, обязательно посмотрю. Это вообще редкость, когда такой длительный фильм смотришь с неослабевающим интересом, значит вещь стоящая. Ведь это даже физиологически несвойственно людям - внимание рассеивается, устаешь смотреть в одну точку. Но за последние месяцы, я поняла, что хорошего кино должно быть много)) Вот так жаль, что нигде не найти полную версию "Евы". Ну почему не сохраняют такие вещи... Бесконечно жаль.
Про "Море" - именно так. Я потом весь вечер терзала мужа, с просьбой поговорить со мной)) Но он не видел фильма, а после аннотации и вовсе отказался смотреть:) так что я терзала интернет в итоге.
lo_mar
Apr. 16th, 2016 08:42 pm (UTC)
спасибо
я читаю твои отчеты о просмотренных фильмах и сподвигаюсь на то, чтобы посмотреть нормальный фильм, а не очередной блокбастер или ужастик :D
neosonus
Apr. 18th, 2016 02:45 pm (UTC)
Не за что:)
Кстати, да - я заметила, что раньше гораздо больше триллеров/боевиков смотрела, и мелодрам тоже. А сейчас так редко - и причем даже не хочется. В смысле, как подумаю, сколько еще интересного не видела, сразу откладываю на потом. Например, еще с прошлого года хочу посмотреть "Человека-паука", понимаю, что милый, глупый, но забавный фильм. В моем вкусе)) Но, каждый раз как включаю очередной фильм, делаю выбор в пользу чего-то посерьезней)) И не знаю, когда очередь дойдет.
В общем, я сама на себя тоже действую:)
( 4 заявки — Оставить заявку )