NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Всеволод Иванов "Полая Арапия"

Иванов Арапия Знаете, а ведь я, и правда, думала, что уже читала о том, что такое голод. Описания блокадного Ленинграда у Адамовича, Гранина, Гинзбург, описания оккупированного Киева у Кузнецова. Документальные свидетельства, описания психического и физического состояния, леденящие кровь подробности падения морали. Я и в самом деле, считала, что уже читала о том, до какого состояния может дойти человек от голода. И про то, как исчезали животные и птицы, любая живность, любая трава, как варили ремни и соскабливали старый клейстер с обоев… Но, знаете, я сильно ошибалась. Потому что все, прочитанное до сегодняшнего дня – лишь верхушка айсберга. Потому что писали об этом люди. И рассказывали сами о людях. А сегодня я прочла рассказ Всеволода Иванова о том, как человек, голодая, превращается в зверя. А голодающий зверь – это совсем другое. Поверьте.

«Полая Арапия» - это короткий рассказ. Он начинается с того, как голодные люди ловят сбегающих крыс, чтобы прокормиться. А крысы, нападают на людей. И у одной из главных героинь погиб маленький ребенок из-за того, что крысы напали…
А потом не стало и крыс. И люди обезумевшие, обессиленные, озверевшие, хватаются за последнюю соломинку – рассказы одной старухи о чудесном крае «Полой Арапии», ворота в которую открываются раз в 37 лет и тут же закрываются. Поэтому надо торопиться, надо дойти… Тем более, что выхода нет. «Далекие земли, пустые, полые поля Арапские! Какими путями идти, какими дорогами?».

«Полая Арапия» - это короткий рассказ. Вы прочтете его минут за 5, или 10. Но знаете, ничего более страшного, чудовищного и ужасного я не читала в своей жизни. И когда главный герой просыпается ночью от жутких чужих прикосновений (его ощупывают, от икры к паху и обратно) и понимает, что люди ищут мясо, не важно чье, когда труп молодой женщины приходится прятать, чтобы похоронить – и голодные крики «да он же сам съест!!», когда читаешь это, становится ясно, что это уже не люди. Я не привожу спойлеры и не ищу намеренно самые душераздирающие сцены рассказа. Я не хочу писать финал, и не смогу пересказать вам действительно страшные сцены. Просто потому, что язык не поворачивается. Потому что в голове не укладывается. Потому что мне страшно.

Всеволод Иванов пишет об этих страшных вещах пронзительным, стремительным, пропитанным тоской слогом. «Немо ползли по ветвям лоскутья вороньих гнезд». «И у людей — руки, как пыль». И кровь похожа на пыль. И лица зеленые от голода… Он пишет так, что сознание (сопротивляющееся этой правде, отрицающее и оцепеневшее от ужаса)  погружается в какую-то почти ирреальную картину мира. И ты думаешь – это какой-то дурной сон. Этого не может быть. Нет.

Я всегда думала, что книги о голоде нужны нам для того, чтобы не забывать, что такое война. Чтобы ценить то, что у нас есть. Чтобы усваивать уроки истории… Но еще они нужны для того, чтобы оставаться людьми. Чтобы никогда не увидеть звериный оскал человека.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments