NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Амбруаз Воллар «Воспоминания торговца картинами»

Воллар *Семь лет назад.

Я хожу по залам Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Меня окружают импрессионисты. Я вспоминаю недавно прочитанное «Творчество» Золя, и словно вижу, как сквозь воздушные и обманчиво хаотичные, мерцающие мазки сочится боль от равнодушия и непонимания, бесконечная борьба, и полная зависимость от торговцев картинами. А потом я вижу его. Портрет Амбруаза Воллара кисти Пикассо. Первые шаги аналитического кубизма. Расколотое на тысячи осколков лицо. Острые фрагменты. Отражение в зеркале. Бросающиеся в глаза детали. Я застываю, не в силах отвести взгляд.

*Месяц назад.

Я открываю первые страницы «Воспоминаний торговца картинами». Меня обволакивает медоточивый голос галантного собеседника, очаровательного и предупредительного:
«Как-то вечером в гостях у мадам С. после ужина, мы разговорились о достоинствах различных религий. Когда спросили мое мнение, я прямо заявил, что если бы мне пришлось выбирать, я отдал бы предпочтение иудейской вере. Второе место я отвел протестантизму, а на самое последнее поставил католическое вероисповедание.
– Но позвольте полюбопыствовать, мсье Воллар. – спросила хозяйка дома, – каковы ваши соображения?
– Мадам, я родился в стране, жители которой не переносят сквозняков. Так вот, в синагогах прихожанам нельзя снимать шапку; протестантские храмы, где не принято оставаться в головном уборе, по крайней мере, прилично отапливаются, а в католических церквах, напротив, люди находятся с непокрытой головой под ледяными сводами, подвергаясь воздействию сквозняков, дующих из всех щелей…».

Я оказываюсь во власти этих сладких речей. В высшей степени внимательного, не утруждающего читателя пространными рассуждениями, остроумного и оригинального завсегдатая парижских салонов.   

*пару недель назад.

Как обычно, покупаю новый номер «Psychologies». Тема номера «Искать себя, найти и стать собой». Читаю о книге Рихарда Прехта «Кто я и сколько меня, если я вообще есть?». Задумываюсь над множественностью «Я».  «Личность – нечто находящееся в постоянном движении. Ведь смыслы, которые определяют наш поиск себя, тоже постоянно меняются» (Д. Леонтьев).

*сегодня.

Пролистываю страницы интернета в поисках информации о Волларе, в голове калейдоскоп из цитат известных людей и частных мнений, черно-белых фотографий и портретов кисти известных художников. «Воллар помогал деньгами многим уже достаточно известным художникам. Начинающие живописцы тоже удостаивались его поддержки, не только финансовой, но и моральной» (с) «Он был достаточно свирепым бизнесменом, нажившим свое состояние благодаря девизу «покупай дешево — продавай дорого» (с). «Очень хитрый, Воллар прикидывается простаком, полный неуемной энергии, разыгрывает ленивца, которого зачем-то вывели из состояния тихого, блаженного созерцания, тогда как сам он мечтает лишь об одном - снова в него погрузиться» (с)
picasso_ambroise_vollard vollard artlibris_10

Кроме того, в голове сотни упоминаний, сказанных как бы «между прочим» в художественных произведениях и мемуарах, оставивших  еле заметный след, порой лишь одно имя («Жажда жизни» Ирвинга Стоуна), порой целый портрет (Гертруда Стайн).

Эти разрозненные фрагменты, эти фотографии, картины и цитаты, эта статья в «Psychologies» и незабываемая картина Пикассо, сейчас, после прочтения «Воспоминаний торговца картинами», складываются в единое целое. В фигуру неоднозначную и значительную, множественную в своих талантах и слабостях. Амбруаз Воллар – легендарный торговец, меценат и издатель. Человек, ставший символом целой эпохи.

Нужно ли говорить, что эта книга безумно мне понравилась. Я думаю, это настоящая находка, для человека так или иначе связанного с искусством, для тех, кто увлекается культурологией, кому любопытна история искусств, для тех, кто интересуется политикой Франции в начале ХХ века, кто любит читать мемуары и воспоминания известных людей. Ну, и конечно, в первую очередь,  эта книга для поклонников импрессионизма. Воллар рассказывает о встречах и разговорах с художниками, о том, какое впечатление они производили на него самого и его окружение, о своих поисках забытых шедевров, об удачных и неудачных сделках, о невероятных посетителях его художественного салона на улице Лаффит. О том, как он начал торговать картинами, и какова была реакция публики на картины импрессионистов. Его истории, обличенные в короткие занимательные истории и почти анекдоты, рассказывают о Франции рубежа веков, о Франции накануне и во время Первой Мировой, о послевоенных США, Испании, Голландии, Швейцарии и Англии. Внимательный взгляд наблюдательного человека, который не плохо разбирался в людях, который умел ценить всеми осуждаемое искусство, и который, в конечном счете, оставил свое имя на страницах истории. Его знакомство со знаменитыми политиками и писателями (о, мой любимый Золя!) сделало его не просто их современником,  а участником, активным деятелем своего времени.

Безусловно, Воллар не был ангелом, он бизнесмен в искусстве, арт-дилер, как называют его на всех англоязычных сайтах. И я трезво оцениваю его личность. Не бывает альтруистов-продавцов, не бывает издателей, которые не хотели бы, чтобы их книги продавались. А он был и продавцом, и издателем. Он был новатором и его дальновидность достойна похвалы. А осуждать капитализм, я считаю неблагодарным делом. Эти упреки не изменят ни этот мир, ни тем более тот.

После этой книги, невозможно остаться безучастным, равнодушным к ее автору. Она невольно внушает симпатию и привязанность к этому знаменитому человеку. Она словно спускает его с олимпа, делает более живым, уязвимым и настоящим. Я очарована и покорена. И готова часами изучать фрагмент за фрагментом этой многозначной личности. Как жаль, что на русском языке, есть только эта книга Воллара. Надеюсь, когда-нибудь переведут и остальные.
                                                                                renoir2348
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments