NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Симона де Бовуар "Второй пол"

Бовуар
Если и существует в моей жизни книжный долгострой, то это именно «Второй пол». Я взялась за эту книгу более 9 лет назад, загрузив ее на ноут в старый добрый BookShelf (помните такую программу?)). Я прочла 400-500 стр. электронного текста (из 1900) так, будто открывала для себя Америку. Я вставляла закладки-кленовые листочки почти на каждом развороте, иногда по 2-3 на страницу. Симона де Бовуар поражала меня до глубины души. Это был мой гений. Но читать с экрана ноутбука было дико неудобно и, как-то незаметно я забросила чтение, время от времени возобновляя попытки. Наконец, спустя почти десятилетие, я вернулась к этой книге с твердым намерением дочитать ее до конца)) А если быть точной, заново. Ведь многое за это время забылось. В этот раз я уже не ставила закладки на каждой странице, но книга по-прежнему увлекала и восхищала. Хотя, есть одно «но». Впрочем, обо всем по порядку.

Когда современная женщина задумывается о своем будущем, у нее есть из чего выбирать. Политика, наука, бизнес, общественная деятельность или традиционные ценности семьи. Она может голосовать на выборах, получать наследство, разводиться, искать подходящую работу, переезжать в другой город или публично высказывать свое мнение. Женщина, в конце концов, вправе решать, делать аборт или нет. Каждый знает, что эти права нужно было «заслужить», даже за самые простые из них нужно было бороться и каждый слышал о суфражистках и феминистках, которым пришлось отстаивать себя в мире мужчин. А какой ценой это достигнуто? К каким аргументам пришлось прибегнуть, чтобы доказать свое равенство? И если я ратую за права женщин, я автоматически становлюсь феминисткой? Что значит пресловутый «женский удел»? Откуда он взялся? Бовуар написала самое полное историко-философское исследование о положении женщины с сотворения мира до середины ХХ века и здесь вы найдете ответы на все эти вопросы.

Симона де Бовуар философ экзистенциалист, жена Сартра, хотела написать книгу дополнение, логическое продолжение размышлений Сартра над судьбой человека. Сама Симона ни в коем случае не воспринимала себя как феминистку. «Но история любит парадоксы: книга принесла ей славу родоначальницы современного феминизма и его крупнейшего теоретика. Экзистенциалисты же ее почти не заметили...». «Второй пол» глубже, это исследование не зацикливающееся лишь на доступности/недоступности прав и свобод женщин. Эта книга изучает «женский вопрос» (возьмем этот феминистический термин на вооружение, но расширим область его применения) в гораздо более широком смысле. И это позволяет судить о проблеме с более объективной позиции. Безусловно, такой подход потребовал провести масштабное серьезное исследование. «За немыслимо короткий срок, в три года, ей удалось собрать материалы, написать и издать обобщающий труд в тысячу страниц…». Это действительно невероятно короткий срок. Потому что «Второй пол» – монументальное исследование. Вероятно, замысел автора и не был реализован на 100 %, но разве это возможно физически? Рассмотреть место женщины сквозь призму физиологии, анатомии, антропологии, этнографии, истории, социологии, психологии, биологии, фиологии, в столь сжатые сроки …. И при всем этом книга не просто компиляция фактов из нужных учебников. Это реализация концептуальной схемы Сартра «с ее понятиями свободы воли, трансцендентности/имманентности, автономии, самоосуществления». Невероятно! Чтобы написать эту книгу нужно обладать просто чудовищной работоспособностью, железной силой воли и самым незаурядным умом.

Самое сложное заключалось не только в том, чтобы найти и сформулировать нужные мысли и записать их в книге, а в том, что каждая мысль, каждое суждение дались ей с борьбой. Против Симоны де Бовуар выступали все, кому не лень. Феминисты, антифеминисты, марксисты, философы, психологи. Ей пришлось сражаться с шаблонами не просто в обществе, но в науке, где в соотношении «мужчина/женщина» неоспоримым считался факт величия одного, и подчинения ему другой. Ей пришлось бороться со сложившимся веками стереотипом «Господин-рабыня», и ведь этот стереотип силен до сих пор, а что говорить о времени Бовуар? Она была бесстрашной, смелой, мужественной и упорной женщиной. И если бы она поддалась на критику, на потоки бесконечных претензий, откровенных угроз, прямого осуждения, мы бы сегодня не имели возможности прочесть этот бесценный труд.

В конечном счете, Симона де Бовуар поверила в некоторые идеи феминизма, но так и не согласилась с их тезисом об онтологически предопределенной женской сущности, смысл которого заключается в том, что женщины все же другие. Для Симоны мужчина и женщина равны во всех отношениях, кроме физиологии, а значит, женщины имеют изначально равные права и возможности реализовать себя, чего-то добиться. «Она — не машина для воспроизводства человеческого рода. Ее материнство может быть только актом свободного решения, а не обязанностью». С ней трудно не согласиться сегодня, но тогда эта безобидная, казалось бы, мысль вызвала бурю протеста.

Я искренне восхищаюсь трудом де Бовуар. Она написала невероятную книгу, но лично мне больше нравится первый том «Второго пола», который представляет собой «чистую» философию. В первом томе автор задается вопросами почему вообще надо рассматривать природу яйцеклетки и сперматозоида, роль каждой из гамет, законы физики, чтобы доказать равенство женщины и мужчины? Она выясняет взаимоотношение полов, начиная с простейших, и потом вверх всей эволюционной лестнице, она обращается ко всем социальным наукам, чтобы найти ответы. Во втором же томе, де Бовуар пишет о мифологии женщины. О том, как проходит ее детство, юность, годы замужества, рождение детей и их воспитание. Она обращается к огромному количеству документальных свидетельств, к воспоминаниям и мемуарам известных женщин, к работам психологов и социологов. И вот эта часть мне понравилась значительно меньше. Второй том не столь актуален, как первый, там содержится много спорных и на сегодняшний день несколько устаревших мыслей (например, в части о сексуальном воспитании). Этот том, был безусловно бомбой в свое время. Я не сомневаюсь, что больше ни в какой книге нельзя было прочесть о том, что маленькие девочки думают о пенисе, а молодые девушки о менструации, где так открыто обсуждался вопрос о мочеиспускании и прочие физиологичные моменты. Бовуар пишет истории, и делает выводы. Но мне больше нравится философия, нежели публицистика. А второй том больше похож на журнальные статьи провокационного характера.

Эта книга – целая эпоха. Это значительная веха. Это памятник. И читать ее нужно, хотя бы для того, чтобы помнить, каково это – бороться за собственное «Я» в мире, где никто не хочет тебя признавать.


Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments