?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бовуар
Если и существует в моей жизни книжный долгострой, то это именно «Второй пол». Я взялась за эту книгу более 9 лет назад, загрузив ее на ноут в старый добрый BookShelf (помните такую программу?)). Я прочла 400-500 стр. электронного текста (из 1900) так, будто открывала для себя Америку. Я вставляла закладки-кленовые листочки почти на каждом развороте, иногда по 2-3 на страницу. Симона де Бовуар поражала меня до глубины души. Это был мой гений. Но читать с экрана ноутбука было дико неудобно и, как-то незаметно я забросила чтение, время от времени возобновляя попытки. Наконец, спустя почти десятилетие, я вернулась к этой книге с твердым намерением дочитать ее до конца)) А если быть точной, заново. Ведь многое за это время забылось. В этот раз я уже не ставила закладки на каждой странице, но книга по-прежнему увлекала и восхищала. Хотя, есть одно «но». Впрочем, обо всем по порядку.

Когда современная женщина задумывается о своем будущем, у нее есть из чего выбирать. Политика, наука, бизнес, общественная деятельность или традиционные ценности семьи. Она может голосовать на выборах, получать наследство, разводиться, искать подходящую работу, переезжать в другой город или публично высказывать свое мнение. Женщина, в конце концов, вправе решать, делать аборт или нет. Каждый знает, что эти права нужно было «заслужить», даже за самые простые из них нужно было бороться и каждый слышал о суфражистках и феминистках, которым пришлось отстаивать себя в мире мужчин. А какой ценой это достигнуто? К каким аргументам пришлось прибегнуть, чтобы доказать свое равенство? И если я ратую за права женщин, я автоматически становлюсь феминисткой? Что значит пресловутый «женский удел»? Откуда он взялся? Бовуар написала самое полное историко-философское исследование о положении женщины с сотворения мира до середины ХХ века и здесь вы найдете ответы на все эти вопросы.

Симона де Бовуар философ экзистенциалист, жена Сартра, хотела написать книгу дополнение, логическое продолжение размышлений Сартра над судьбой человека. Сама Симона ни в коем случае не воспринимала себя как феминистку. «Но история любит парадоксы: книга принесла ей славу родоначальницы современного феминизма и его крупнейшего теоретика. Экзистенциалисты же ее почти не заметили...». «Второй пол» глубже, это исследование не зацикливающееся лишь на доступности/недоступности прав и свобод женщин. Эта книга изучает «женский вопрос» (возьмем этот феминистический термин на вооружение, но расширим область его применения) в гораздо более широком смысле. И это позволяет судить о проблеме с более объективной позиции. Безусловно, такой подход потребовал провести масштабное серьезное исследование. «За немыслимо короткий срок, в три года, ей удалось собрать материалы, написать и издать обобщающий труд в тысячу страниц…». Это действительно невероятно короткий срок. Потому что «Второй пол» – монументальное исследование. Вероятно, замысел автора и не был реализован на 100 %, но разве это возможно физически? Рассмотреть место женщины сквозь призму физиологии, анатомии, антропологии, этнографии, истории, социологии, психологии, биологии, фиологии, в столь сжатые сроки …. И при всем этом книга не просто компиляция фактов из нужных учебников. Это реализация концептуальной схемы Сартра «с ее понятиями свободы воли, трансцендентности/имманентности, автономии, самоосуществления». Невероятно! Чтобы написать эту книгу нужно обладать просто чудовищной работоспособностью, железной силой воли и самым незаурядным умом.

Самое сложное заключалось не только в том, чтобы найти и сформулировать нужные мысли и записать их в книге, а в том, что каждая мысль, каждое суждение дались ей с борьбой. Против Симоны де Бовуар выступали все, кому не лень. Феминисты, антифеминисты, марксисты, философы, психологи. Ей пришлось сражаться с шаблонами не просто в обществе, но в науке, где в соотношении «мужчина/женщина» неоспоримым считался факт величия одного, и подчинения ему другой. Ей пришлось бороться со сложившимся веками стереотипом «Господин-рабыня», и ведь этот стереотип силен до сих пор, а что говорить о времени Бовуар? Она была бесстрашной, смелой, мужественной и упорной женщиной. И если бы она поддалась на критику, на потоки бесконечных претензий, откровенных угроз, прямого осуждения, мы бы сегодня не имели возможности прочесть этот бесценный труд.

В конечном счете, Симона де Бовуар поверила в некоторые идеи феминизма, но так и не согласилась с их тезисом об онтологически предопределенной женской сущности, смысл которого заключается в том, что женщины все же другие. Для Симоны мужчина и женщина равны во всех отношениях, кроме физиологии, а значит, женщины имеют изначально равные права и возможности реализовать себя, чего-то добиться. «Она — не машина для воспроизводства человеческого рода. Ее материнство может быть только актом свободного решения, а не обязанностью». С ней трудно не согласиться сегодня, но тогда эта безобидная, казалось бы, мысль вызвала бурю протеста.

Я искренне восхищаюсь трудом де Бовуар. Она написала невероятную книгу, но лично мне больше нравится первый том «Второго пола», который представляет собой «чистую» философию. В первом томе автор задается вопросами почему вообще надо рассматривать природу яйцеклетки и сперматозоида, роль каждой из гамет, законы физики, чтобы доказать равенство женщины и мужчины? Она выясняет взаимоотношение полов, начиная с простейших, и потом вверх всей эволюционной лестнице, она обращается ко всем социальным наукам, чтобы найти ответы. Во втором же томе, де Бовуар пишет о мифологии женщины. О том, как проходит ее детство, юность, годы замужества, рождение детей и их воспитание. Она обращается к огромному количеству документальных свидетельств, к воспоминаниям и мемуарам известных женщин, к работам психологов и социологов. И вот эта часть мне понравилась значительно меньше. Второй том не столь актуален, как первый, там содержится много спорных и на сегодняшний день несколько устаревших мыслей (например, в части о сексуальном воспитании). Этот том, был безусловно бомбой в свое время. Я не сомневаюсь, что больше ни в какой книге нельзя было прочесть о том, что маленькие девочки думают о пенисе, а молодые девушки о менструации, где так открыто обсуждался вопрос о мочеиспускании и прочие физиологичные моменты. Бовуар пишет истории, и делает выводы. Но мне больше нравится философия, нежели публицистика. А второй том больше похож на журнальные статьи провокационного характера.

Эта книга – целая эпоха. Это значительная веха. Это памятник. И читать ее нужно, хотя бы для того, чтобы помнить, каково это – бороться за собственное «Я» в мире, где никто не хочет тебя признавать.


Comments

mochinushinonai
Feb. 21st, 2016 04:44 pm (UTC)
У меня та же история! И - да, вы пишите, пишите!
neosonus
Feb. 22nd, 2016 04:21 pm (UTC)
)))) Спасибо, что читаете меня)