
Наивный взгляд, где Индия – почти мираж, почти Эльдорадо – господствовал в умах европейцев на протяжении веков. И не смотря на то, что история давно выпотрошила далекий и сказочный край, алчные и корыстные страны/правители/люди давно вывезли всё, что можно было унести с собой, какой-то флер чуда, волшебной, красивой, загадочной страны остался даже сейчас. И открывая книгу об Индии, да, обязательно вспомнишь страшные картины бедности, выживания, потерянности, но все равно, подсознательно ждешь какого-то чуда.… Киран Десаи рассказала о надежде – «новом» чуде современной Индии и стала самым молодым писателем, когда-либо получавшим Букеровскую премию. Dum spiro, spero. Пока дышу, надеюсь.
Судья. Уже старик, уже в отставке, глубоко одинокий, несчастный, закрытый ото всех под толстым панцирем предубеждений и неприязни. Его замкнутость почти патологична. И единственные кого он выносит и терпит рядом - слуга, и вот, неожиданно, внучка. Единственная, кого он любит – его собака.
Саи. Сирота, воспитывающаяся в монастыре, пока не закончились деньги, а потом вынужденная уехать к дедушке, которого она никогда не видела. Светлая, сильная, крепкая. Она встретит любовь, она узнает предательство, она перешагнет гордость, она вынесет все.
Повар. Маленький человек, маленькая жизнь. Единственная радость – сын в Америке. Он рассказывает о его успехах каждому встречному-поперечному, и страшно гордится, и верит, что он добьется многого.
Бижу. Молодой мужчина. Эмигрант из Индии в огромном Нью-Йорке. У него нет денег и крыши над головой. Случайные заработки, постоянное чувство голода, ночевки в самых страшных трущобах, или прямо на работе. Однажды крыса отгрызла у Бижу клок волос, пока он спал. Он вспоминает Индию и отца, он знает, что его место не здесь.
Четыре осколка, разрозненных и связанных друг с другом, центробежные силы, где системой отсчета будет Индия. Они движутся каждый по своей траектории, со своими мимолетными и судьбоносными встречами, со своими надеждами и потерями. И роман Киран Десаи только короткий отрезок этого движения. Мы можем заглянуть ненадолго в прошлое, и можем только предполагать будущее, но важно «здесь и сейчас», и параллельное повествование подчеркивает это настоящее.
Внимательная и проникновенная проза. Со своей атмосферой и настроением. С легким, простым языком, меткими запоминающимися характеристиками. Немного чувства утраты и сожаления, но светлые, чистые, с неумирающей надеждой. «Она почувствовала зависть к этим малышам. Жаль, нельзя снять комнату в чьей-то жизни». Эта история не оставила во мне горького осадка, чувства безнадёжности. Она жизненна, а я ценю такую прозу. Она помогает лучше понимать себя и других. И то самое чудо, которое подспудно ждешь от Индии, я увидела в надежде, в жизнестойкости, в силе духа. И разве это не чудо – сохранить все это, даже когда не чувствуешь себя в безопасности. Чудо сверх меры, надежда за гранью рацио. Жизнь такая, какая она есть, всегда оставляет нам место для этого чуда.