?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гари Воздушные
Оглянуться, остановиться, вслушаться и увидеть прошлое глазами французского сопротивления – с высоты полета воздушных змеев Амбруаза Флери. Ведь прошлое эфемерно, особенно если о нем не вспоминать, если чтить память предков от случая к случаю, если патриотизм, как прививку, получать строго вымеренной дозой в искусственно сознанные Дни воинской славы. Что есть историческая память? И можно ли страдать от её избытка, как герои романа? «У Флери такая хорошая память, что некоторые из нас от этого умерли». Нам это не грозит, но дает повод задуматься. В конце концов, память – тот самый свидетель прошлого, который даст о себе знать в событиях дня завтрашнего.

Амбруаз Флери был сельским почтальоном, мастерил воздушных змеев, был убежденным пацифистом, и отличался завидной памятью. Его племянник Людо, сирота, ходил в школу, помогал дяде выпускать воздушных змеев, мгновенно и навсегда запоминал любую информацию, и очень болезненно относился к насмешкам в адрес дяди. К тому, как к местной достопримечательности, странному чудаку, приезжали господа из самого Парижа, устраивали пикник на лужайке, получали в подарок воздушного змея, фотографировались на память и смеялись за его спиной.

« - Дядя, эти парижане смеялись над вами. Они назвали вас старым дурнем.
….
- Значит, они назвали меня дурнем. Ну что ж, представь себе, эти важные дамы и господа правы. Совершенно очевидно, что человек, который посвятил всю свою жизнь воздушным змеям, немного придурковат. Вопрос только как это толковать. Некоторые называют это «придурью», другие – «священной искрой». Иногда трудно отличить одно от другого. Но если ты действительно кого-нибудь или что-нибудь любишь, отдай все, что у тебя есть, и даже всего себя, и не заботься об остальном…».

Именно так и случилось. Людо следовал наказу своего дяди всю свою жизнь во всем, начиная от любви к белокурой мечтательнице-польке, и заканчивая работой во французском сопротивлении в годы войны. И тогда ему было все равно, что думают об этом люди.

Роман «Воздушные змеи» не только о войне и не только о французском сопротивлении. Он о взаимоотношениях (человек-человек, человек-общество), о любви, о преданности и чести. Общественная истерика накануне Второй мировой, годы оккупации, подпольная борьба, открытие второго фронта, первые мирные дни и часы – Р. Гари берет исторические факты за основу своего повествования, но не превращает их в самоцель повествования. И больше задумываешься не над тем, какой подвиг совершал французский народ, а над тем – можно или нет простить девушку, которая ради родителей продала душу и тело. Нужно ли осуждать тех, кто не смотря ни на что, продолжал работать в годы оккупации, хотя плодами труда пользовались фашисты, и нахваливали еще, и поддерживали. Дело в том, что читать о войне в чистом виде – где кровь, боль, пот, грязь, ненависть, страх, смерть – никто не захочет. И Р. Гари рассказывает о войне по другому – это фон, это условия, это данность времени, неотвратимое движение ее маховика.  Этот роман похож на старую заброшенную усадьбу Броницких – множество комнат (читай – смыслов), множество вещей (героев и событий), слой пыли и дух запустения (символы и признаки эпохи).

«Воздушные змеи» роман о многом. Он очеловечивает злодеев и расставляет акценты памяти вне времени и вне войны. Это не патриотическая ода, не хроники документального кино, это историческая память в своем универсальном, максимально доступном для современного читателя виде – романа со счастливым концом.