NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Ромен Гари "Воздушные змеи"

Гари Воздушные
Оглянуться, остановиться, вслушаться и увидеть прошлое глазами французского сопротивления – с высоты полета воздушных змеев Амбруаза Флери. Ведь прошлое эфемерно, особенно если о нем не вспоминать, если чтить память предков от случая к случаю, если патриотизм, как прививку, получать строго вымеренной дозой в искусственно сознанные Дни воинской славы. Что есть историческая память? И можно ли страдать от её избытка, как герои романа? «У Флери такая хорошая память, что некоторые из нас от этого умерли». Нам это не грозит, но дает повод задуматься. В конце концов, память – тот самый свидетель прошлого, который даст о себе знать в событиях дня завтрашнего.

Амбруаз Флери был сельским почтальоном, мастерил воздушных змеев, был убежденным пацифистом, и отличался завидной памятью. Его племянник Людо, сирота, ходил в школу, помогал дяде выпускать воздушных змеев, мгновенно и навсегда запоминал любую информацию, и очень болезненно относился к насмешкам в адрес дяди. К тому, как к местной достопримечательности, странному чудаку, приезжали господа из самого Парижа, устраивали пикник на лужайке, получали в подарок воздушного змея, фотографировались на память и смеялись за его спиной.

« - Дядя, эти парижане смеялись над вами. Они назвали вас старым дурнем.
….
- Значит, они назвали меня дурнем. Ну что ж, представь себе, эти важные дамы и господа правы. Совершенно очевидно, что человек, который посвятил всю свою жизнь воздушным змеям, немного придурковат. Вопрос только как это толковать. Некоторые называют это «придурью», другие – «священной искрой». Иногда трудно отличить одно от другого. Но если ты действительно кого-нибудь или что-нибудь любишь, отдай все, что у тебя есть, и даже всего себя, и не заботься об остальном…».

Именно так и случилось. Людо следовал наказу своего дяди всю свою жизнь во всем, начиная от любви к белокурой мечтательнице-польке, и заканчивая работой во французском сопротивлении в годы войны. И тогда ему было все равно, что думают об этом люди.

Роман «Воздушные змеи» не только о войне и не только о французском сопротивлении. Он о взаимоотношениях (человек-человек, человек-общество), о любви, о преданности и чести. Общественная истерика накануне Второй мировой, годы оккупации, подпольная борьба, открытие второго фронта, первые мирные дни и часы – Р. Гари берет исторические факты за основу своего повествования, но не превращает их в самоцель повествования. И больше задумываешься не над тем, какой подвиг совершал французский народ, а над тем – можно или нет простить девушку, которая ради родителей продала душу и тело. Нужно ли осуждать тех, кто не смотря ни на что, продолжал работать в годы оккупации, хотя плодами труда пользовались фашисты, и нахваливали еще, и поддерживали. Дело в том, что читать о войне в чистом виде – где кровь, боль, пот, грязь, ненависть, страх, смерть – никто не захочет. И Р. Гари рассказывает о войне по другому – это фон, это условия, это данность времени, неотвратимое движение ее маховика.  Этот роман похож на старую заброшенную усадьбу Броницких – множество комнат (читай – смыслов), множество вещей (героев и событий), слой пыли и дух запустения (символы и признаки эпохи).

«Воздушные змеи» роман о многом. Он очеловечивает злодеев и расставляет акценты памяти вне времени и вне войны. Это не патриотическая ода, не хроники документального кино, это историческая память в своем универсальном, максимально доступном для современного читателя виде – романа со счастливым концом.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments