NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Маргарет Этвуд "Пожирательница грехов"

{3A8318A3-E6ED-4992-8340-456B11C6209D}Img400 Мужчина с Марса. Война в ванной. Бетти. Полярности. Под стеклом. Могила знаменитого поэта. Фантазии об изнасиловании. Локон на память. Когда это случится. Репортаж в картинках. Хохлатый кетцаль. Стажер. Жизнь поэтов. Баядеры. Пожирательница грехов.

Как это удобно, как это просто, как это очевидно – думать, что ты хороший человек! Разве не прекрасно жить с непоколебимой уверенностью в том, что остальной мир может лететь в тартарары, люди могут убивать, предавать, изменять, лгать, бросать, делать самые ужасные вещи, но ты – никогда! Ты никогда ничего подобного не сделаешь, потому что ты – всегда поступаешь правильно, разумно, у тебя есть голова на плечах и вообще, ты просто хороший человек. Помните, как у Айн Рэнд в «Атлант расправил плечи»: самое простое на свете – поступать правильно. И зачем усложнять себе жизнь?... Боже мой… Где эти фантастически прекрасные люди? Познакомьте меня с ними! Потому что я, как и героини рассказов Маргарет Этвуд, ни разу не идеал. А вы?

Не думайте, что Маргарет Этвуд пишет банальные, прописные истины, безусловно, идеальных людей нет, у каждого есть недостатки и каждый хотя бы раз ошибался. Нет, речь не об этом. Читая рассказы Этвуд, наблюдая за эпизодами жизни сильных, жестких и жестоких женщин, задумываешься о том, как человек в принципе идентифицирует себя. Как он, принимая во внимание и самооценку, и требовательность к себе и другим, и самокритику, и жизненную планку, поставленную когда-то себе самому – определяет самое себя? И гендерный вопрос на самом деле не играет никакой роли, с таким же успехом мужчины, равно как и женщины, рано или поздно стоят перед подобным выбором. И вот здесь – в этой самой отправной точке – начинается самое интересное. Потому что никто не может наверняка знать, как он ответит на этот вопрос. И будет ли этот ответ честным. Вы можете твердо сказать – да, я хороший человек. И мое решение единственно верное. Но так ли это? И вот вам – маленький пазл. История Кристин из «Мужчины с Марса». Спортивная, не очень привлекательная девушка, посредственная и, наверное, для кого-то скучная, однажды она встречает в парке студента иностранца. Слишком вежливого, несуразного, странного и навязчивого. И надо же – он начинает буквально преследовать ее… Разве она должна была это терпеть? И разве то, что она обратилась в полицию плохо? Нет, конечно. Любая бы на ее месте поступила так же. Но. Вот это «но» и есть, камень, о который споткнется совесть через десять-двадцать лет, когда Кристин оглянется на события далеких студенческих лет.

А может быть, вы ответите – нет, но сделаете оговорку. Знаете, как оправдываются дети и инфантильные личности – «вы бы на моем месте, поступили так же», «он первый начал», «меня заставили/вынудили/я не мог больше терпеть». И вуаля – история «Войны в ванной». Она. Она переезжает с места на место. Экономит деньги. Пытается контролировать свою жизнь, ведя бесконечные разговоры сама с собой. И больше всего на свете хочет чтобы ее права тоже уважали, чтобы ее тоже замечали и принимали… Но вот незадача, каждое утро на новом месте, где она арендует комнату, какой-то противный старик, занимает ванную комнату на целый час… Разве так можно? Она решает, что нет. И итог… Не буду портить все спойлером, скажу только – что оговорка не помогла. Ну, совершенно.

И, наверное, нет смысла описывать все варианты ответов на этот, казалось бы, простой вопрос. Потому что на самом деле, в жизни все сложно и нет однозначного ответа. И сколько людей, столько и вариантов ответа. И каждый рассказ рассказывает нам лишь очередную версию, вот и все…

Героини Этвуд сильные, независимые женщины. Они немного сумасшедшие, слишком прямолинейны, или наоборот слишком скрытны. Они разные. Но каждый рассказ, каждую историю объединяет нечто. И природу этого объединяющего начала каждый определит для себя сам. Для кого-то это будет феминистические идеалы (как оказалось из большинства рецензий на «Пожирательницу», это едва ли не единственные смыслы для каждого второго читателя). Для кого-то это будет трагедия женской сути – одиночество и непонимание, потерянность и неприкаянность. Для кого-то это – иллюстрация извечной попытки сосуществовать с другим «Я», чужим по определению, но, по сути, антиподом твоего, т.е. нечто не имеющего отношения к делению на мужские и женские чувства. Может быть, вы не будете копать так глубоко и искать какие-то особые смыслы, и просто получите удовольствие от эдаких городских страшилок, от историй на грани сплетни или подглядывания в замочную скважину. Каждый читатель рассказов Этвуд найдет там то, что ищет он сам. А я… я увидела своих демонов. Но кто знает, может они не только мои?

«Откуда мне знать, что я не выдумываю нас с тобой, ведь иначе это и впрямь как поднимать мертвых из гроба, опасная игра. Не стоит трогать спящих, иначе они восстанут, будут механически блуждать по улицам, эти сомнамбулы, по улицам, где мы прежде жили: тускнея год от года, их голоса затихают, и остается тонкий прозрачный звук, точно пальцем проводят по мокрому стеклу, точно писк насекомого – безо всяких слов…».
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments