NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

А. Солженицын "Рассказы"

Солженицын рассказы «Крохотки», «Правая кисть», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», «Захар-Калита», «Как жаль», «Пасхальный крестный ход».

Когда чтение превращается в преодоление (себя, обстоятельств, восприятия… чего бы то ни было), писать о других книгах совершенно невозможно. Вот и получилось, что я почти месяц назад дочитала рассказы Солженицына, а только сейчас пишу о них. Очевидно, что первые впечатления поблекли, эмоции ослабли, но, конечно, я ее не забыла. Такие книги трудно забыть.… И пусть я не смогу воспроизвести точную «фотографию» литературных образов и героев, но набросать общий «пейзаж» попробую. Тем более, что когда речь идет о сборнике рассказов, этот фактор едва ли не самый главный в вечном выборе «читать/не читать».

Рассказы Солженицына напоминают мне старый сундук. Внешне – добротные и крепкие, надежные и вроде бы небольшие. Но когда открываешь, внутри оказывается такое количество раритетов-идей, эмоций, мыслей, суждений, оценок, фрагментов жизни, символов, что просто теряешь дар речи. Его рассказы, при всей их видимой простоте и очевидности смыслов, открывают бесконечный простор для мыслей. Лично мне, после каждого рассказа, даже самой маленькой зарисовки в «Крохотках», хотелось писать отдельную рецензию. Понятия и представления героев Солженицына транслируют вечные ценности, но как всегда граница между добром и злом оказывается сугубо индивидуальной, и такой тонкой, что хочется спорить, обвинять и защищать. Солженицын разоблачает ничтожные, мелочные, поверхностные души, он будто бы срывает маски, и самым острым, самым болезненным в этом будет не само это действие - сорвать/разоблачить, а чувство несправедливости, обмана, предательства. Как будто стоишь перед глухой кирпичной стеной, и кажется, выхода нет. Я читала рассказ «Как жаль», и это чувство меня не покидало до последней строчки. Потому что ясно, что бюрократы и карьеристы победят, и что невозможно объяснить студентам, восторженным, уверенным в своей правоте, наивным, что они зря надеялись, что зря работали, что ничего не получится. И так логично, так естественно напрашивается вывод – после такого, веры в государство, во власть не может быть. Невозможно смириться с крушением собственных надежд.

Разочарование в людях, в государстве, в молодежи ( «Пасхальный крестный ход») переживалось раз за разом, как определяющее чувство. Но идея писателя, заглавная мысль каждого сюжета, гораздо больше, чем просто «несправедливость». Потому что отсюда сразу напрашиваются мысли и о том, а как должно быть (какими должны быть люди, каким должно быть государство), а что могло бы быть если бы герои сопротивлялись до конца, а можно ли вообще сопротивляться системе, а как вообще можно жить и чувствовать, и поступать по совести, живя в этой самой системе… Это удивительно, но самым главным оказывается не негативное разочарование, а вера, вера в человека и общество, вера в то, что человек способен изменить и себя и мир, и вера в то, что жизнь, в конечном счете, прекрасная и удивительная штука…

Рассказы Солженицына напомнили мне чистый четверг в пасхальную неделю. Я не религиозный человек, но что-то такое сакральное, очищающее душу, что-то светлое и, я бы даже сказала – святое, есть в его книгах. Те самые люди, которые пытались хоть что-то сделать, которые сопротивлялись системе, которые переживали обиду и горькое разочарование, именно они скрывали в себе этот свет. И даже если вы не очень любите Солженицына, и не готовы окунуться в советское прошлое с головой – прочтите эти рассказы хотя бы для того, чтобы увидеть эту непоколебимую веру в человека. Это такая редкость, согласитесь.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments