NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Джон Фаулз "Башня из черного дерева"

Фаулз башня Джон Фаулз в свое время покорил меня своим «Даниелем Мартином». Все книги, прочитанные после, для меня лишь города спутники соединенные пунктирными линиями/дорогами с этим романом. И сейчас эта связь очевидна как никогда. Потому что опять перед читателем встают вечные вопросы, которые главный герой задает сам себе – кто он? Чего он стоит? И стоит ли чего-то вообще? В чем смысл жизни? В безрассудстве? Что значит «Поступок»? И что значит «настоящая любовь»? Главный герой – благополучный, уверенный в себе англичанин, примерный семьянин, аккуратный художник, добросовестный критик, автор статей, известный в определенных кругах, живет правильной, спокойной жизнью. И причин задавать себе столь глобально-философские вопросы, у него нет. Его жизнь – череда высокоинтеллектуальных разговоров и вполне обычных бытовых вещей, вроде планов завести еще одного ребенка. Говорят, счастье складывается как раз из гармонии таких вещей. Но у главного героя нет этого счастья, а есть лишь представление о нем, облачная иллюзия, которой суждено исчезнуть всего за несколько дней, а если быть точной – всего за одну ночь.

«Башня из черного дерева» похожа на натюрморт. Именно поэтому мне так понравилась эта обложка. Все в этой повести тщательно разложено и расставлено, композиция продумана, пропорции соблюдены. И мягкий рассеянный свет выгодно оттеняет размытые краски. Сюжет этой повести, ее герои, события, прогулки и обеды, все это вместе производит впечатление статики. Здесь словно нет живых людей, здесь есть удачно расставленные шахматные фигуры, которые никогда не закончат игры. Но самой партии нет, как не было начала и не будет конца. Фаулз продумал все до мелочей, и воспроизвел нам эту картину целиком. И читателям, словно зрителям, остается всматриваться, вслушиваться, вдумываться в смысл самим.

Казалось бы, главный герой прошел целый путь от интеллектуальной полумертвой заторможенности до озарения гениальности мысли, стремлений и желаний витальной любви. Но все это не выглядит как поступательное движение, как некий вектор, обозначающий прогресс. Кажется, нам дают уже готовую фигуру, в которой заложены, как две стороны медали и то, и это. Дэвид – это одно целое, он и мещанин, и постмодернист, и ханжа, и развратник, и консерватор, и новатор. Но до встречи со старым художником и его юными подругами, он не замечал никаких противоречий в своей натуре. Все уживалось довольно сносно, и уж точно не приносило никаких неудобств. И вот в тщательно продуманном натюрморте Фаулза личность и судьба (даже так!) этого отдельного человека раскрываются и распахиваются под воздействием соседних фигур. И это заглядывание в самого себя, эта неловкая, обреченная рефлексия вдруг оказывается логичным концом. Вполне ожидаемым и очень своевременным.

«Башня из черного дерева» - напоминает эскиз «Даниеля Мартина». Его художественность нашла продолжение в великом романе. Кстати, хронологически так и было. В 1974 написан цикл повестей «Башни», а в 1977 – «Мартин». Я прочла только одну повесть из пяти, и, безусловно, буду читать дальше. Но уже явно заметно англичанство, разобщенность главного героя с собственными ценностями и целями. И уже ясно, что в любви он так и не будет счастлив. Ему не хватило смелости быть собой.

Джон Фаулз срезает тонкий слой мнимого благополучия и уверенности в себе, вскрывает в своих героях потаенные страхи, забытые иллюзии, разбитые мечты. Он виртуозно смешивает коктейль из одиночества в себе и одиночества в Другом. И показывает относительность тонкой грани пролегающей между прошлым и будущим. И именно потому, что мы сами неизбежно переживем (переживаем) подобное, его книги неизменно будут ценны и важны. Ведь каждый раз, невольно, в чем-то одном, или во всем сразу, мы можем узнать самих себя…
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments