NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Э. М. Ремарк "Ночь в Лиссабоне"

Ремарк Ночь Кажется, что Ремарк написал одно большое произведение, и каждый роман или рассказ – это всего лишь его составляющая,  очередная глава длинной истории о разрушительной Войне. Каждый раз сталкиваешься с героями, которые бегут, борются, боятся, страдают, но продолжаются держаться. И каждый раз страшно от того, что видишь – кажется, что этот запас сил, который их держит, вот-вот иссякнет, что они у самой пропасти, у самого края, за которым следует потеря себя, чего-то самого важного и главного, того, что делает человека человеком. И этот, леденящий душу, прямой взгляд в пустоту бесконечно сильного и бесконечно слабого человека вновь и вновь приковывает к себе и не отпускает.


«Ночь в Лиссабоне» темная, мучительная, долгая. В маленьком городе на самом краю Европы сбились в кучку тысячи беженцев, которые каким-то чудом еще живы. У них поддельные документы, им нечего есть, они истощены и изнурены, страх для них вечный спутник, они прошли через такое, что впору про каждого писать отдельный роман. И вот остается последний шаг – самый главный и самый трудный – найти разрешение, найти деньги и отплыть в Америку, где, наконец, они могут прекратить свое бегство и остановиться. Всего один шаг, но ясно, что повезет лишь единицам, остальных будет снедать упрямая надежда, и ясно, что только полный безумец развернется, чтобы взять оружие в руки и воевать.

«Ночь в Лиссабоне» - ода бесстрашию и безрассудству. Но кто знает, где пролегает между ними грань. И можно ли считать глупым, противоречащее всем законам логики, желание – вернуться домой – в Германию. Приехать в маленький родной город, пройти по знакомым улицам и войти в свой дом… Обнять свою жену и увезти ее далеко-далеко от этого кошмара.   Это настолько смело, что уже глупо. Но на войне Ремарка случаются порой самые невероятные вещи. И порой охотнее веришь в чудо, чем в реальность.

Ремарк верен себе – опять мы сталкиваемся с молодой и красивой женщиной, которая больна неизлечимой болезнью. Этот злой рок сопровождает ее, весит Дамокловым мечом над каждой сценой и каждым диалогом. И без того, мрачные картины окрашиваются безысходностью и фатальностью… От судьбы не уйдешь? Удивительно, но роман Ремарка как раз доказывает, что от судьбы можно сбежать. Но эта безысходность, словно вынужденная пауза в самый неожиданный момент, напоминает, что надо остановиться, надо оглянуться, надо ценить. И даже если тебе нечего есть, если ты падаешь от усталости, и больше похож на загнанного зверя, даже если тебе осталось жить считанные часы – помни, что все это бесценный дар, короткий отрезок жизни, которая дарована тебе на время. От нацистов можно сбежать, от рака нет. И странным образом, миллионы смертей по идеологическому абсурдному капризу одного чудовища в человеческом обличии, не потрясают так, как смерть естественная. Которая случилась бы, так или иначе. Война лишь ускорила процесс, и только.  

Говорят, творчество Ремарка – это литература умирающей Европы. Возможно. Но для меня это литература перерождения. Я читаю, и словно прохожу с главными героями это горнило войны – условие новой жизни. Ремарк даже в самые мрачные моменты своих произведений, дарит мне светлую надежду. И напоминает, что человеком можно остаться даже в самых нечеловеческих условиях.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments