?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ремарк Ночь Кажется, что Ремарк написал одно большое произведение, и каждый роман или рассказ – это всего лишь его составляющая,  очередная глава длинной истории о разрушительной Войне. Каждый раз сталкиваешься с героями, которые бегут, борются, боятся, страдают, но продолжаются держаться. И каждый раз страшно от того, что видишь – кажется, что этот запас сил, который их держит, вот-вот иссякнет, что они у самой пропасти, у самого края, за которым следует потеря себя, чего-то самого важного и главного, того, что делает человека человеком. И этот, леденящий душу, прямой взгляд в пустоту бесконечно сильного и бесконечно слабого человека вновь и вновь приковывает к себе и не отпускает.


«Ночь в Лиссабоне» темная, мучительная, долгая. В маленьком городе на самом краю Европы сбились в кучку тысячи беженцев, которые каким-то чудом еще живы. У них поддельные документы, им нечего есть, они истощены и изнурены, страх для них вечный спутник, они прошли через такое, что впору про каждого писать отдельный роман. И вот остается последний шаг – самый главный и самый трудный – найти разрешение, найти деньги и отплыть в Америку, где, наконец, они могут прекратить свое бегство и остановиться. Всего один шаг, но ясно, что повезет лишь единицам, остальных будет снедать упрямая надежда, и ясно, что только полный безумец развернется, чтобы взять оружие в руки и воевать.

«Ночь в Лиссабоне» - ода бесстрашию и безрассудству. Но кто знает, где пролегает между ними грань. И можно ли считать глупым, противоречащее всем законам логики, желание – вернуться домой – в Германию. Приехать в маленький родной город, пройти по знакомым улицам и войти в свой дом… Обнять свою жену и увезти ее далеко-далеко от этого кошмара.   Это настолько смело, что уже глупо. Но на войне Ремарка случаются порой самые невероятные вещи. И порой охотнее веришь в чудо, чем в реальность.

Ремарк верен себе – опять мы сталкиваемся с молодой и красивой женщиной, которая больна неизлечимой болезнью. Этот злой рок сопровождает ее, весит Дамокловым мечом над каждой сценой и каждым диалогом. И без того, мрачные картины окрашиваются безысходностью и фатальностью… От судьбы не уйдешь? Удивительно, но роман Ремарка как раз доказывает, что от судьбы можно сбежать. Но эта безысходность, словно вынужденная пауза в самый неожиданный момент, напоминает, что надо остановиться, надо оглянуться, надо ценить. И даже если тебе нечего есть, если ты падаешь от усталости, и больше похож на загнанного зверя, даже если тебе осталось жить считанные часы – помни, что все это бесценный дар, короткий отрезок жизни, которая дарована тебе на время. От нацистов можно сбежать, от рака нет. И странным образом, миллионы смертей по идеологическому абсурдному капризу одного чудовища в человеческом обличии, не потрясают так, как смерть естественная. Которая случилась бы, так или иначе. Война лишь ускорила процесс, и только.  

Говорят, творчество Ремарка – это литература умирающей Европы. Возможно. Но для меня это литература перерождения. Я читаю, и словно прохожу с главными героями это горнило войны – условие новой жизни. Ремарк даже в самые мрачные моменты своих произведений, дарит мне светлую надежду. И напоминает, что человеком можно остаться даже в самых нечеловеческих условиях.