NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Синклер Льюис "Бэббит"

Собрание сочинений Льюиса стояло на полках школьной библиотеки покрытое толстым слоем пыли. Что оно здесь делало, для меня остается загадкой: в школьной программе его, на сколько я помню, нет. А библиотека в школе настолько бедная, что учебников не хватает ученикам и их приходится раздавать на каждый урок (во всяком случае, так обстоит с моей историей, надеюсь, что у русоведов дела лучше)

А слой пыли, вещь, конечно, не удивительная, в школе – дети не так много читают дополнительной литературы сейчас, а если и берутся то, скорее всего это, будет беллетристика – детективы, любовные романы, хоррор, но ни как не классик социальной прозы 20-30 гг. Признаюсь, что до этого я Льюиса не читала, и, имея массу свободного времени, решила восполнить пробел и открыв первые страницы первого тома начала читать «Бэббита».

Впечатление от произведения у меня самое удивительное. Как читатель со стажем, я читала конечно самые разные вещи, с самым разным стилем изложения: умным, глупым, туповатым, легким, и непринужденным, тяжелым, когда пробираешься сквозь дебри событий и лиц, и совсем фантасмагоричными, когда теряешь грань между вымыслом и реальностью. Но Льюис смог меня удивить. Его стиль не повторим. Для меня, это было как «теплое одеяло», в которое автор тебя укутывает. Ощущение вокруг себя осеннего сада, удобного кресла, старой потертой книжки в руках, и теплого пледа. После прочтения того или иного произведения я очень люблю искать информацию об авторе, его биографию, критику, отзывы. И меня не мало удивило, то с чем я столкнулась. Во-первых, как позиционируется творчество Льюиса. «Социальный критик», «борец за справедливость» и проч. советские штампы критикуют Синклера за то, что «в его художественном творчестве — Кэроль, Бэббит, Эрроусмит и др. аналогичные персонажи этого периода — бунтари пассивные, бессильные что-либо противопоставить ненавистному общественному укладу, рабочий класс как революционная сила остается фактически вне поля зрения Л. как художника, а его сатира направлена лишь против отдельных явлений капиталистического общества и не затрагивает его основ" . Такая позиция, в Советском союзе, в принципе, объяснима. Нам ведь нужно было полностью разоблачить треклятый капитализм, побольше отвести места мучениям рабочего класса и социальной несправедливости, а душевные метания буржуазного антиэлемента ненужная трата времени. Очевидно что, «Бэббит» не попал бы в советскую литературу если бы не содержал каких-то социальных идей выгодных коммунистам. И полностью расхваливать американского вражеского писателя нельзя было. Вроде, зачем доказывать их неправоту, раз видишь такие вещи Но, тем не менее, я все-таки хочу высказаться об этой социальности, основываясь на своих впечатлениях.

Я прекрасно понимаю, что цель писателя была вовсе не в рекламе консерватизму. Но после прочтения видны все его плюсы, он смог рассказать о нем так, что видны все его достоинства. И вообще я бы сказала, что Льюис написал очень «хитро» свой роман – кто, что хочет увидеть, то в нем и увидит. Социалисту, борцу за справедливость, пожалуйста, красочное описание стачек, контраст обеспеченности и нищеты, ограниченность обеспеченного буржуа; типичному американцу-патриоту, демократу вообще благодать, почти на каждой странице прославляется Великая страна и ее достижения. Консерватора привлекут стабильность и устойчивость жизни и взглядов города. И даже романтику есть что почитать - страстная любовь, измены, семейные ценности, и выстрелы в жену. Вообще весь ассортимент. Поэтому односторонность взгляда советских критиков очевидна. Льюис гораздо шире тех рамок, в которые его запихали. И во вторых, что меня неприятно удивило - это критика самого «Бэббита». Вот какой образ складывается после прочтения аннотаций и биографий: В Бэббите (Babbitt 1922) выведены ограниченные и лицемерные бизнесмены среднего класса. Бэббит (1922) - роман о Джордже Бэббите, имя которого стало нарицательным для обозначения типа американского преуспевающего мещанина с его ограниченным духовным миром, наполненным штампованными «истинами американизма», с его лишенным индивидуальных черт стандартизованным бытом [из аннотации серии "Библиотека всемирной литературы.

В 1922 году вышел роман "Бэббит", имя главного героя которого сделалось нарицательным - так стали называть оптимистичных бизнесменов, не желающих видеть дальше своего носа
В Бэббите он создает классический образ стандартного мещанина-обывателя, с его стихийными попытками бунтарства против наиболее удушающих форм капиталистического общежития.


Отлично. Современные литераторы, критики и кто там еще даже не потрудились составить новое, актуальное, современное мнение о Бэббите, а просто взяли и «обули старые калоши» как патриоты-приемники мнения в СССР. Позор. Вот что я могу сказать.

Да, Бэббит мещанин и провинциал, да, его окружает стандартный быт (кстати, а в Советском Союзе он, что не был стандартным?), да, многие его истины штампованны. НО, он никак не ограниченный и лицемерный бизнесмен и его духовный мир так же не ограничен. По сути, произведение как раз рассказывает нам о его духовном росте, о его внутренней борьбе и о влиянии общественного мнения и общественных устоев на жизнь человека.

Гарри Синклер Льюис (1885-1951) - американский романист и социальный критик, первый американский лауреат Нобелевской премиипо литературе (1930) на сегодняшний день находится в забвении. Я лично не вижу его книг на полках книжных магазинов, а в Инт. Магазинах продаются скорее букинистические издания. Идеи Льюиса, я считаю, актуальными и достойными того, чтобы быть пересмотренными. Литературное наследие дано нам, чтобы учиться, а не для того чтобы ставить галочку в списке имеющиеся литературы в библиотеке.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments