NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

И. Башевис Зингер «Люблинский штукарь»

Наверное, это самое страшное – в какой-то момент своей налаженной, устоявшейся жизни понять, что все не так. Понять, что хотел достичь большего, что свернул не на том повороте, занялся не тем делом, закопал свои таланты и развил посредственные способности. Не то чтобы кризис среднего возраста, нет. Какое-то чувство неудовлетворения всегда незримо присутствовало, всегда мешало в полной мере насладиться триумфом, гордится успехами, просто – жить. Как будто червоточина в самой сердцевине души, которая не дает найти счастье, мешает успокоиться, остановиться, быть здесь и сейчас. Наверное, это самое страшное – вдруг осознать пропасть, на краю которой ты стоишь. Эта пропасть отделяла главного героя романа И. Б. Зингера Яшу от остального мира, от остальных людей. И он, долгое время уживавшийся с этим опасным соседством, однажды задумал все изменить – раз и навсегда. Время пришло.

«По виду Яша не отличался от остальных, но был словно отделен от них барьером. Каким? Он и сам не мог себе этого объяснить. Вместе с амбицией и страстями в нем уживались печаль, сознание суетности и вины, которую ни искупить, ни избыть…»

Яша был гением. Наверное, звучит пафосно, но и он и в самом деле был необыкновенным человеком. Образованный (исключительно благодаря своей любознательности и целеустремленности), остроумный, вдумчивый, он был одновременно философом и изобретателем, фокусником и гипнотизером, немного акробатом и профессиональным карточным игроком. Он тонко чувствовал других людей, умел «подстраиваться» под них, говорить то, что они хотят услышать, покорить, обольстить, произвести впечатление. «В нем уживались разные повадки. Он был верующий и неверующий, хороший и плохой, искренний и притворщик. Умудрялся любить сразу нескольких женщин…» Он мог ввести человека в транс, но не понимал, как ему это удается. Он мог открыть любой замок, и знал, что для этого надо лишь прислушаться к нему получше. Он был мечтателем и экспериментатором. Он мечтал полететь, и совершенно серьезно обдумывал механизмы для этого проекта. Он не был религиозным, но чтил и уважал веру своих предков. Он был щедрым и добрым, умным и понимающим. У него было все для полного счастья. Но он так его и не нашел…

Противоречивая, непоседливая натура Яши не давала ему покоя, он постоянно анализировал свои поступки и свою жизнь, он все искал чего-то и ждал. Он был уверен, что свою жизнь можно поменять. И в общем-то не видел для этого никаких препятствий. Тем более, что он никогда не был истинно верующим, не был верным мужем, не был идеальным. И может быть поэтому Яша всегда прощал себе свою «слепоту», свои ошибки. Но однажды, он влюбился. Однажды, это оказалось не просто очередное увлечение, каких у него было очень много. Однажды он встретил ее – умную, образованную, мудрую, прекрасную, заботливую. Женщину, которая достойна большего, которая хочет помочь достичь Яше большего. Но для этого ему нужно предпринять беспрецедентные шаги – принять христианство и совершить преступление. Вроде бы ничего особенного, во всяком случае, раньше Яше и в голову не пришло бы переживать из-за подобных вещей. Изменит ли он свою жизнь ради большой любви? Пойдет против своей религии? Ведь он долгие годы не был в синагоге. Пойдет ли он на преступление? Ведь он никогда не отличался высокими моральными устоями. Правда и не воровал никогда. Как он поступит? Что он сделает?

Исаак Башевис-Зингер – лауреат нобелевской премии, произведения которого переведены на 58 языков, написал невероятно сильное произведение. Его главный герой, переживающий «внутри себя печаль, пустоту, несусветный стыд», оказавшись перед самым главным выбором в жизни, изменил ее на 180 градусов. Зингер смог показать, как в одном человеке уживается самая слабая, самая уничижительная сторона его души, за которую стыдно, из-за которой человек малодушничает и совершает самые позорные поступки в своей жизни и одновременно невероятная сила воли, сила духа, стойкость и невозмутимость. Он не просто показал метаморфозу, Яша не просто вдруг стал другим человеком, писатель показал, что сам человек может неожиданно для всех и для себя условно вернуться в прошлое, и сделать поворот туда, куда надо. Не буквально – другая работа/страна/жена. А другое «я», другие ценности и принципы. Герои Зингера так или иначе находятся в поисках истины. Но мне кажется, что именно Яша – фокусник и фигляр, приблизился к этой истине в конце романа как никто другой. Пусть даже такой невероятной ценой. Таким категоричным решением.

Острое чувство неприкаянности, одиночества, непонимания, осознание своей неправильности – все это знакомо нам. Но чаще всего, эта тяжелая ноша остается в прошлом. Мы переживаем ее в подростком возрасте, забываем, учимся жить по новым правилам. Люблинский штукарь показывает нам, что иногда наша «забывчивость» всего лишь иллюзия, которая до поры до времени прячется внутри. И может быть однажды, мы тоже поймем – что нужно что менять. Сейчас.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments