?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наверное, это самое страшное – в какой-то момент своей налаженной, устоявшейся жизни понять, что все не так. Понять, что хотел достичь большего, что свернул не на том повороте, занялся не тем делом, закопал свои таланты и развил посредственные способности. Не то чтобы кризис среднего возраста, нет. Какое-то чувство неудовлетворения всегда незримо присутствовало, всегда мешало в полной мере насладиться триумфом, гордится успехами, просто – жить. Как будто червоточина в самой сердцевине души, которая не дает найти счастье, мешает успокоиться, остановиться, быть здесь и сейчас. Наверное, это самое страшное – вдруг осознать пропасть, на краю которой ты стоишь. Эта пропасть отделяла главного героя романа И. Б. Зингера Яшу от остального мира, от остальных людей. И он, долгое время уживавшийся с этим опасным соседством, однажды задумал все изменить – раз и навсегда. Время пришло.

«По виду Яша не отличался от остальных, но был словно отделен от них барьером. Каким? Он и сам не мог себе этого объяснить. Вместе с амбицией и страстями в нем уживались печаль, сознание суетности и вины, которую ни искупить, ни избыть…»

Яша был гением. Наверное, звучит пафосно, но и он и в самом деле был необыкновенным человеком. Образованный (исключительно благодаря своей любознательности и целеустремленности), остроумный, вдумчивый, он был одновременно философом и изобретателем, фокусником и гипнотизером, немного акробатом и профессиональным карточным игроком. Он тонко чувствовал других людей, умел «подстраиваться» под них, говорить то, что они хотят услышать, покорить, обольстить, произвести впечатление. «В нем уживались разные повадки. Он был верующий и неверующий, хороший и плохой, искренний и притворщик. Умудрялся любить сразу нескольких женщин…» Он мог ввести человека в транс, но не понимал, как ему это удается. Он мог открыть любой замок, и знал, что для этого надо лишь прислушаться к нему получше. Он был мечтателем и экспериментатором. Он мечтал полететь, и совершенно серьезно обдумывал механизмы для этого проекта. Он не был религиозным, но чтил и уважал веру своих предков. Он был щедрым и добрым, умным и понимающим. У него было все для полного счастья. Но он так его и не нашел…

Противоречивая, непоседливая натура Яши не давала ему покоя, он постоянно анализировал свои поступки и свою жизнь, он все искал чего-то и ждал. Он был уверен, что свою жизнь можно поменять. И в общем-то не видел для этого никаких препятствий. Тем более, что он никогда не был истинно верующим, не был верным мужем, не был идеальным. И может быть поэтому Яша всегда прощал себе свою «слепоту», свои ошибки. Но однажды, он влюбился. Однажды, это оказалось не просто очередное увлечение, каких у него было очень много. Однажды он встретил ее – умную, образованную, мудрую, прекрасную, заботливую. Женщину, которая достойна большего, которая хочет помочь достичь Яше большего. Но для этого ему нужно предпринять беспрецедентные шаги – принять христианство и совершить преступление. Вроде бы ничего особенного, во всяком случае, раньше Яше и в голову не пришло бы переживать из-за подобных вещей. Изменит ли он свою жизнь ради большой любви? Пойдет против своей религии? Ведь он долгие годы не был в синагоге. Пойдет ли он на преступление? Ведь он никогда не отличался высокими моральными устоями. Правда и не воровал никогда. Как он поступит? Что он сделает?

Исаак Башевис-Зингер – лауреат нобелевской премии, произведения которого переведены на 58 языков, написал невероятно сильное произведение. Его главный герой, переживающий «внутри себя печаль, пустоту, несусветный стыд», оказавшись перед самым главным выбором в жизни, изменил ее на 180 градусов. Зингер смог показать, как в одном человеке уживается самая слабая, самая уничижительная сторона его души, за которую стыдно, из-за которой человек малодушничает и совершает самые позорные поступки в своей жизни и одновременно невероятная сила воли, сила духа, стойкость и невозмутимость. Он не просто показал метаморфозу, Яша не просто вдруг стал другим человеком, писатель показал, что сам человек может неожиданно для всех и для себя условно вернуться в прошлое, и сделать поворот туда, куда надо. Не буквально – другая работа/страна/жена. А другое «я», другие ценности и принципы. Герои Зингера так или иначе находятся в поисках истины. Но мне кажется, что именно Яша – фокусник и фигляр, приблизился к этой истине в конце романа как никто другой. Пусть даже такой невероятной ценой. Таким категоричным решением.

Острое чувство неприкаянности, одиночества, непонимания, осознание своей неправильности – все это знакомо нам. Но чаще всего, эта тяжелая ноша остается в прошлом. Мы переживаем ее в подростком возрасте, забываем, учимся жить по новым правилам. Люблинский штукарь показывает нам, что иногда наша «забывчивость» всего лишь иллюзия, которая до поры до времени прячется внутри. И может быть однажды, мы тоже поймем – что нужно что менять. Сейчас.