NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Мишель Уэльбек «Элементарные частицы»

Об этой книге так много написано, так много сказано, что, пожалуй, ничего нового уже не добавить. Книга, которая однажды получает такую популярность, с одной стороны похожа на разобранный часовой механизм (ее проанализировали вдоль и поперек, раскритиковали, разобрали на абзацы, предложения, кусочки мыслей и слов), с другой – она похожа на картину в музее. Вы подходите, бросаете только мимолетный взгляд, но уже этого достаточно, чтобы узнать. Ее вознесли и низвергли не единожды, и вы имеете уникальную возможность увидеть своими глазами эту маленькую знаменитость. Лично я никогда не читала Уэльбека, и теперь могу, наконец, оценить творчество самого известного и самого спорного французского писателя современности.

Конечно, нет смысла писать о сюжете. Когда речь идет о книге, которую прочел каждый второй книгочей, это излишне. А если кто-то еще не прочел, но неизбежно наталкивался как минимум на дюжину рецензий, которые так или иначе познакомили с сюжетом романа. Поэтому я сразу перейду к собственным впечатлениям. Субъективным и пространным.

«Никогда, ни в одну эпоху, ни в одной цивилизации никто так долго, так постоянно не думал о своем возрасте; сейчас в уме каждого ясна простоя перспектива будущего: придет час, когда сумма физических радостей, которые ему уготованы в жизни, станет меньше, чем сумма ожидающих его страданий…». Приведя столь неоднозначное суждение, Уэльбек говорит, что мысль о самоубийстве естественна и логична. Если мы все смертны, зачем ждать своего часа, когда можно выбрать этот час самому? В какой-то момент, мне показалось, что роман Уэльбека это сплошная череда смертей. Закат Европы по Уэльбеку выразился в цепочке похорон. Сначала со страниц романа исчезают женщины (каждый уход – отдельная глава, отдельные мысли, утрата и опустошенность), потом мужчины (тихо, незаметно, как будто их и не было), а потом и вся цивилизация. Смерть в «Элементарных частицах» в 9 случаев из 10 добровольный акт. Обреченность и безвыходность для героев столь очевидна, что у них даже не остается сил на скорбь. А если и остается, но скорбь эта трансформируется во что-то странное и противоестественное. Спокойствие. Равнодушие. Толчок для движения вперед. Или напротив – саморазрушение вплоть до психического расстройства. И показывая диаметрально противоположенные реакции двух главных героев, двух обывателей современной цивилизации, показывая конец их жизни, писатель словно погружает читателя в безысходность. Мы вымирающий вид, который скоро исчезнет. И ни сексуальная свобода, ни торжество разума, ничто не сможет вытащить человечество из этой пучины биологической катастрофы. Нас даже не придется истреблять, человечество успешно справляется с программой саморазрушения самостоятельно. В лучших традициях Шпенглера, только на новый лад массовой культуры.

Элементарные частицы Уэльбека – его ограниченные герои, запрограммированные на несчастья и потери, движутся в броуновском движении современной цивилизации. И кажется идеи автора бесспорны, кажется, не к чему придраться. Все выводы к которым он подводит, лежат на поверхности. Но именно поэтому меня и не оставляло чувство, что мной манипулируют. Моими симпатиями и антипатиями, моим принятием и отторжением. А научные термины, философские изыски, эпатажные описания группового секса, апелляции к биографам – все это лишь инструменты в руках умелого манипулятора. Уэльбек взял на себя скромную роль бога и судьи. И его книга, безусловно, не может оставить равнодушным. Но подцепит ли он вас на этот философский крючок? Согласитесь, ли вы с его концепцией вымирания человеческой расы? И сможете ли вы заразиться этой равнодушно-отстраненной позицией мизантропа? Оставим эти вопросы открытыми.

Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments