?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сейчас я могу только посмеяться над собой. Такой возвышенный восторг, столько междометий и комплиментов вчера и такое разочарование сегодня… Насколько сильно меня впечатлили маленькие рассказы из Человеческой комедии, настолько же сильно мне не понравился роман «Тридцатилетняя женщина».  Тот же автор, та же эпоха, и, можно сказать, те же герои (если принимать во внимание характеры и нравы), но все чуждо, все вызывает протест, с каждым утверждением хочется поспорить. И я не думаю, что главная причина кроется в разнице менталитетов, нет. Произведения Бальзака стоят вне исторического контекста, потому что любовь, верность, брак, материнство – все эти категории вечны. И то, как расставляет свои акценты писатель, оказалось для меня неприемлемым.

Жюли, главная героиня романа, одухотворенная, нежная, восторженная девушка, влюбляется в своего кузена, и, выйдя замуж, разочаровывается в нем. Муж оказался узколобым солдафоном, не понимающим тонкой душевной конструкции жены, недалеким, глупым, поверхностным (список можно продолжить). И вот большая часть романа – подробные описания терзаний главной героини, которая вынуждена жить с этим чудовищем, вынуждена мириться с его варварским характером, вынуждена похоронить себя заживо в саване брака. Божжже мой, скрипя зубами, подумала я. Главная героиня, просто жертва, просто несчастный хрупкий цветок, оказавшийся в грубых руках мужлана. Как же она, несчастная живет? Сарказм прямо кипел в моей голове, пока автор на полном серьезе описывал, как героиня, которой свет белый, видите ли, не мил, больше всего на свете жаждет умереть. Она ждет, что смерть избавит ее от страданий… Эх, - подумала я, - сейчас бы взять в руки дробовик и закончить страдания несчастной, добить бедненькую, чтобы дальше не мучилась и меня не мучила. Тонкая душевная конструкция? Муж не понимает? Поэтому умирать надо? Эмоциональный ипохондрик, вот кто эта Жюли. Роскошная жизнь, любящий муж, высокое положение в свете – все это ничто, потому что она разочарована, разбита, уничтожена своей ошибкой. Вот у меня нет даже сил, чтобы говорить прилично об этом нежном создании. Мне хочется рвать и метать, мне хочется, как котенка, ткнуть носом Жюли в настоящие проблемы, объяснить, что разный уровень духовного развития не означает верную смерть, рассказать, что счастье не только и не столько заключается в «полном единении душ». Мне хочется придушить эту девушку. Но, как оказывается, дальше больше.

Она встречает настоящую любовь, она отрекается от нее, она ее теряет, она страдает и … внимание – она решает, а чего уж теперь, все равно моя душа пропала, и заводит любовника. И тут мой уровень яда, зашкаливает. Если до этого я просто хотела ее убить, то теперь я понимаю, этого мало. Это ж надо так! Это же какая железная логика должна быть?! Я замужем за моральным уродом, но я буду ему верна, ведь я самая благочестивая жена – поэтому я отрекусь от самой большой любви в моей жизни, а вот теперь, когда я и ее потеряла, можно отдаться другому? Что это? Что? Она перестала быть замужем? Былые ценности трансформировались? Очевидно, что нет. Она так же страдает, так же горюет над собственной судьбой, только теперь вот есть любовник. Ох… Нет у меня сил описывать дальнейшие приключения этой дамочки. Чем дальше я читала роман, тем больше тонула в ненависти, сарказме и ядовитых комментариях. Ни ее духовное одиночество, ни ее самоотречение не тронули меня. Я в принципе не считаю такое поведение достойным сочувствия, я не понимаю и не принимаю ее логику. Яркий пример логической цепочки:  так, муж мне изменяет – я опять завоюю его сердце ради семьи – но я же его ненавижу – значит, я обманываю его – значит, я обманываю и себя – значит я ничтожество, дрянь, я хуже пропащей женщины – ах, я хочу умереть, чтобы избавиться вовек от этих невыносимых страданий. Мой мозг кипит от нецензурной лексики, честное слово.

На самом деле, я очень хотела спокойно и обстоятельно написать, почему роман великого классика мне не понравился. Но негативные эмоции столь сильны, что пока я не в состоянии судить объективно о главной героине. Надеюсь, это вас не остановит, и вы прочтете «Тридцатилетнюю женщину» хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение об этом произведении.

Comments

( 9 заявки — Оставить заявку )
selena_00
Jun. 4th, 2015 01:11 pm (UTC)
Таня, подпишусь под каждым словом!!! Вот под каждым! Читаю твою рецензию и узнаю свои эмоции, свои ощущения. Я думала, что это я только такая бесчувственная, ни чего не понимаю в возвышенном и женских метаниях, оказывается нет, чему я рада)). Я думаю, восприятие этого произведения зависит от возраста и жизненного опыта читателя. У меня сейчас точно такое же мнение и об Анне Карениной Толстого, и о Трех сестрах Чехова. А лет этак в 16-22 мое мнение было бы ( и было) совершенно противоположным.
neosonus
Jun. 4th, 2015 03:21 pm (UTC)
))) Я рада, что кто-то думает так же! Потому что мне было неловко оттого, что я так категорична. Ведь разумом я понимаю, что нельзя так говорить "разве это проблемы, вот у меня (или и у кого-нибудь там) проблемы так проблемы!". Но сердцем я не принимаю главную героиню. Не смотря на то, что ее позиционируют как особу одухотворенную, я все же думаю она очень недалекая и поверхностная. Более мудрый и разумный человек не отрекся бы от собственного ребенка. Да и смотрел бы на мужа другими глазами - не как судья, а как партнер, соратник. В конце концов, я считаю она так же несет ответственность за свой выбор, как и он. А то прям бедная овечка - любовь виновата в ее ошибке.
А вот по поводу Анны Карениной даже не знаю - поменяла бы я сейчас свое отношение... Слишком давно читала...
asahina86
Jun. 4th, 2015 04:38 pm (UTC)
Благодаря вашему посту хочу прочитать эту книгу.
Ведь интригует! Бальзак как известно не был ни глуп , ни излишне сентиментален, что бы лабуду разводить, и в его эпоху было немало одухотворенных мадам, которые прекрасно мирились с недалекими но безвредными мужьями. Стало быть героиня исключение из правил , вне форматов, как сейчас говорят? Вроде прирожденного вегетарианца , который не хочет и не станет есть мясо, какие бы аппетитные стейки у него на тарелке не лежали? Во всем этом интересно разобраться.
Вспоминаю "Степного волка" с его Гаррри Галлером,(вы ведь его любите?) помню мне он очень понравился , правда со второго прочтения, а в одном литблоге тогда его здорово разгромили - мол всего-навсего слабый мужчина со бзиком, и чтение для слабых мужчин ....

Посему если прочту Бальзака, то отпишусь вам сюда)
neosonus
Jun. 7th, 2015 02:08 pm (UTC)
да... Вот я теперь тоже загрузилась. Главного героя "Степного волка" я бы никогда не назвала слабым человеком. И на мой взгляд, это позиция поверхностного читателя. Такого, который совсем не понял, в чем дилемма этого человека, почему он так переживал и страдал. Сейчас, дочитав "Снег" Орхана Памука, я испытала определенное потрясение той мощи слова, эмоций, силы чувства. И главный герой для меня, человек бесконечно одинокий, но обладающий невероятной силой любви. А потом вот я почитала рецензии и с удивлением обнаружила, что его понимают как слабохарактерного, аморфного, и даже амебоподобного человека. И я в полной растерянности. Как можно понимать так, и как можно не заметить того, что произвело на меня неизгладимое впечатление...
Видимо с этим произведением та же история. Я оказалась слепой, не способной увидеть силу главной героини. Наверное, чтобы исправить ошибку, мне стоит перечитать роман. Не знаю. Давайте вы, правда, прочитаете? Мне очень интересно, какой вы увидите Жюли.
asahina86
Jun. 9th, 2015 11:53 am (UTC)
Мне тоже очень интересно разгадать если не силу , то драму Жюли , настоящую драму, а не надуманную , какой она кажется многим читателям. Вообще , размышляя о разных героях и героинях ,понятых и непонятых, лишний раз убеждаюсь, как трудно разобраться , что делается в душе у другого, даже если все подробно расписано. Очень легко сказать " все это ерунда , потому что человек живет в спокойствии, достатке, и никто на мозги не капает, а остальное не может быть проблемой по определению" Видимо нужны еще способности к эмпатии, кроме внимательного чтения.
" Тридцатилетняя женщина " у меня уже на ридере, я начала и мне интересно, поэтому , пожалуй не скоро, но прочту, и выдам свой ответ.

Спасибо за идею почитать "Снег" Орхана Памука)))
neosonus
Jun. 10th, 2015 10:10 pm (UTC)
Вот с эмпатией у меня обычно нет проблем)) В том смысле, что это качетво ярко выражено у меня, и я лично считаю в той форме, что присутствует - своим недостатком. Поэтому у меня какие-то другие причины. А вообще, мои аргументы в рецензии, мне тоже не нравятся. Они очень и очень спорные. Но в тот момент, у меня не получилось написать по другому - сильны были еще эмоции после прочтения.
С нетерпением жду ваших впечатлений!

Не за что))
asahina86
Jun. 20th, 2015 10:23 am (UTC)
Прочла половину " Тридцатилетней женщины". Не знаю, буду ли читать дальше - просто потому, что в этом произведении не вижу того Бальзака , мастера реализма, с которым знакома, все выделано , ненатурально , читая, все пыталась разгадать героиню, что же она за человек, теперь же поняла, что тут нет героини, нет человека, я вижу только манекен, который автор ставит во все более напыщенно - трагические позы ... Нельзя серьезно воспринимать , то как Жюли элегантно умирает на кушетке , от того , что в ее жизни не хватает любви, а чем дальше тем больше.
Бальзак просто заигрался и утратил ощущение реальности.
neosonus
Jun. 20th, 2015 05:09 pm (UTC)
Я понимаю эту мысль - что не тот Бальзак. Я вот дочитала 2 том, все кроме этого произведения невероятно понравилось. И стиль, и язык, и сюжет. Только Жюли вызвала такое отторжение.
Манекен... Возможно. Потому что я тоже так и не смогла воспринимать ее как человека. Она для меня плохая пародия на кого-то. Не знаю...
Отчасти рада, что вы заметили недостатки, отчасти чувствую вину за то, что пришлось читать из-за меня это не самое хорошее произведение. Вы ведь и так не особо его любили.
asahina86
Jun. 21st, 2015 06:51 am (UTC)
Чувствовать вину не стоит - я сама загорелась идеей разгадать этот когда-то культовый роман. Вот по-своему и разгадала. Хотя может специалисты скажут, что таки книга хорошая, только вот нужно воспринимать ее под особым углом) Очень-очень особым))))
( 9 заявки — Оставить заявку )