?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Закрыть глаза, сосредоточиться, отключить все мысли и чувства, чуть-чуть наклониться вперед всем телом и … взлететь. Невозможно? Отнюдь. Главный герой "Мистера Вертиго" американского писателя П. Остера смог. «Меня стегали пастушьим хлыстом; посадили на лошадь, пустили галопом и сбросили; привязали веревками к крыше сарая и забыли там на два дня без хлеба и воды; вымазали медом и выставили на августовское жаркое солнце кормить тысячи ос и мух; я всю ночь просидел у огня так близко, что кожа покрылась ожогами; шесть часов вымачивали в бочке с уксусом; в меня била молния, я пил коровью мочу и жрал конский навоз; я сам взял нож и отрубил себе верхнюю фалангу на левом мизинце; меня обмотали веревкой и на три дня, как кокон, привесили к балке на чердаке…». Такова далеко не полная цена, которую пришлось заплатить маленькому мальчику, чтобы научиться летать…

Не могу воспринимать это произведение как единый текст, как одну историю. Для меня это разрозненные части, которые по воле случая (а точнее автора), оказались слиты воедино. Каждый период жизни Уолта Чудо-мальчика противоречит другим, не соответствует прошлому, отрицается будущим. Его поступки на каждом этапе кажутся вполне логичными, но если задуматься, то не мог их все совершить один и тот же человек. Сироту, выросшего почти на улице, среди жестокости и бесприютности, в принципе, можно приручить. Можно заслужить его доверие, можно добиться преданности и признательности. Его душу можно купить добротой и лаской. Но переходом из точки А в точку Б, Остер не ограничился. И после этого идут точки В, Г, Д и дальше больше. Дальше вдруг этот сирота оказывается то беспомощным, слепым и инфантильным (а как же детство на улицах большого города? Оно должно было его закалить!), то бесстрашным, хладнокровным и неутомимым (застрелить врага? Запросто. Как будто и не было только что одинокого, беспомощного мальчика), то никчемным, невзрачным, и бесполезным (когда он просто существует). Все – каждый шаг главного героя противоречит предыдущему. Кажется, что Уолт перерождается на каждом повороте своей жизни, он не становится слабее или сильнее, он становится другим человеком. Такое многообразие образов, делает главного героя непредсказуемым и немного надуманным. С одной стороны, сомневаешься, не веришь ему. С другой, читая книгу, полностью абстрагируешься, даже не пытаешься влезть в его шкуру – понимаешь, что не получится.

Контекст «Мистера Вертиго» чем-то напоминает наше время. Время, когда люди хотели верить в чудо, ждали этого чуда. И оно появилось. Чудо у Остера обыденно. Уолт описывает свой путь так буднично и просто, так мало в книге отведено именно полету, что понимаешь – чудо это еще не все. Даже заполучив его, даже добившись невозможного, жизнь идет дальше, и как это ни странно, но чудо и счастье вовсе не сопутствуют друг другу. Чудо Уолта Чудо-мальчика поразило Америку, но что в итоге? Мистер Вертиго рассказывает о том, что смысл жизни в другом. В том, чтобы научиться летать без крыльев. Чтобы жить, не оглядываясь на какое-то там чудо. Чтобы найти себя, чтобы принимать правильные решения…

«Мистер Вертиго» написан легким, быстрым слогом. Это книга, которую хорошо читать в дороге, или в очереди. Я слушала ее в аудио формате, и могу сказать точно – это не лучший вариант. Может всему виной чтец, а может все потому, что некоторые книги нельзя слушать. Их можно только читать… Не знаю. В любом случае, я не жалею, что познакомилась с этим писателем, «работающим в рамках постмодернизма, абсурдизма и экзистенциализма». Пока я не могу сказать однозначно – понравилось мне или нет.  Эта книга не самое известное его произведение, но некоторое представление о творчестве дает. Так что пока могу сказать одно – читать дальше П. Остера я точно буду.