NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Гертруда Стайн "Автобиография Элис Б. Токлас"

Стайн Токлас Гертруда Стайн – знаковая фигура XX века. Женщина, перевернувшая представление о литературе как таковой. Великий экспериментатор, который пытался создать литературу «в настоящем», добивающаяся равновесия и гармонии, требующая от читателя ни много ни мало – научиться читать заново. Она хотела дано новую жизнь словам как таковым, она слышала особый ритм текста, она воспринимала слова в их глубинном, начальном смысле, она дробила свои произведения на предложения, и, поверьте, ее предложения не то, к чему мы привыкли. Она не сомневалась в том, что Джойс воспользовался ее идеями, и прозрачно намекала на плагиат. Она была особенной. И другой такой точно нет.

И при всем ее новаторстве, революционных экспериментах, литературной модернизации «Автобиография Элис Б. Токлас» стала бестселлером по весьма прозаичной причине. Из-за содержания – тот фактор, который был как раз для Стайн вторичным. Но обывателю было интересно заглянуть за кулисы богемной жизни, прочесть подробности жизни знаменитых и великих людей, которые окружали Стайн всю жизнь. А эксперимент, новаторство и модернизация остались позади. Сама Элис Б. Токлас была спутницей Стайн, ее любовью, о которой она, пусть и не заявляла прямо, но с удовольствием намекала игрой слов. И это стало второй причиной популярности. Публика с удовольствием смаковала подробности личной жизни знаменитой писательницы и ее не менее знаменитых друзей, и так содержание победило форму.

Конечно, эта победа не для всех была очевидна, и со временем гений «Автобиографии» был признан. В книге издательства «Б.Г.С.-ПРЕСС», которую я читала, приводится прекрасная статья Елены Петровской «Словарь раскрепощенных ритмов», где подробно описывается в чем именно уникальность этого романа. Боюсь, без этой статьи я не была бы способна оценить творчество Стайн по достоинству. И даже с ее помощью, боюсь моих литературных способностей, эрудиции и интеллекта не достаточно, чтобы понять всю гениальность этого произведения. Я теоретически понимаю, что писательница ждала от своего читателя состояния note bene, восприятия слов и смысловых конструкций так, словно мы впервые их слышим, понимания значения в неком первобытно-самобытном понимании. Но мое сознание слишком «зашорено», слишком глубоко засели стереотипы. Перестроить собственное восприятие очень трудно, поверьте. Как когда-то, читая Джойса, я поняла, что все прочитанные до этого книги, мешают мне. Удивительное произвдение. Никаких компромиссов, ты или делаешь над собой усилие и заставляешь себя подстроиться под требования автора, или остаешься на самом пороге смыслов – воспринимаешь тонкую глянцевую шелуху – содержание. Пожалуй, мое сравнение будет оскорбительно, но факт в том, что если читать только ради содержания, покажется, что перед тобой пустышка. Лишенная каких бы то ни было серьезных разговоров и речей, «Автобиография» напоминает бульварную прессу с пикантными фотографиями звезд.

Гертруду Стайн надо читать, если вы претендуете на что-то большее. Если вы любите покорять литературные вершины. Если вам нравится получать смелые вызовы гениальных писателей ХХ века. И результат будет зависеть только от вас.

Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments