?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моравиа Я никогда раньше не читала Моравиа. Но так случилось, что мое знакомство с ним началось с его литературного дебюта. Роман «Равнодушные» лежал в начале творческого пути именитого итальянского писателя. Тогда еще никому неизвестный, Альберто Пинкерле опубликовал в 1929 году свой первый роман. Роман, который он задумывал как трагедию, с минимальным количеством героев, в сжатых временных рамках, вышел в год самого масштабного экономического кризиса в Европе и Америке, в условиях фашистского режима в Италии, в среде, где не привыкли читать столь мрачную и тяжелую прозу. Об это свидетельствует тот факт, что Моравиа долго не мог найти издателя, и в итоге, ему самому пришлось оплатить расходы на ее печать. Но не смотря на все препятствия, «Равнодушные» сделали знаменитым сына архитектора и художника, они прославили его не только на родине, но и в мире. Сегодня этот роман получает самые неоднозначные оценки от читателей. В интернете встречаются реплики из серии «сдать в макулатуру не жалко», «Дом 2 в бумажном варианте» и «то, что нужно туманной осенью». Но все-таки Моравиа остается классиком и есть отличные статьи о его творчестве. А я напишу как обычно, со своей колокольни. Т.е. как человек, который не филолог, не литературовед, не писатель и, как я уже говорила, никогда до этого не читающий Моравиа.

«Все должно быть грязным, подлым, низким, здесь не может быть ни истинной любви, ни привязанности, а лишь мрачное ощущение катастрофы».  На мой взгляд, в этих словах заключена основная мысль романа «Равнодушные», его настроение и атмосфера, то, ради чего оно написано. Открыв произведение Альберто Моравиа, я погрузилась в пучину темной меланхолии, душных комнат, удушающих отношений. Страницы этой книги затягивают в болото однообразия, вялой, безжизненной, тоскливой повседневности.  И, наверное, не будь в данный момент соответствующего настроения, я бы не смогла прочесть этот роман.

На самом деле, мне сложно вспомнить хоть одну книгу, которая была бы похожа на «Равнодушных». Подлость, глупость, низость, грязь – все здесь доведено до абсурда, утрировано и максимально преувеличено. Казалось бы, всего 3 дня, а какая концентрация негатива. Прелюбодеяние, уныние, ложь, предательство, обман, лицемерие, все неприглядные и низкие пороки человека слились воедино. Автор словно хочет продемонстрировать насколько вообще может пасть человек, и не просто показать, а довести читателя до этой самой черты и заглянуть в темноту вместе с героями. Иногда мне казалось, что равнодушие и уныние главных героев, а именно Микеле, какое-то искусственное, да и не только равнодушие. Абсолют низости, подлости и глупости таков, что трудно поверить в реальность происходящего. Но это не сразу бросается в глаза, это лишь рамки, которые удерживают читателя от того, чтобы полностью проникнуться замыслом автора, со временем не обращаешь внимания на преувеличения.

Негатив Моравиа – не грязь ради грязи. Он показывает дно человеческой души с другой целью. Здесь я боюсь ударить в грязь лицом, и назвать другую цель, не ту, о которой написаны диссертации или научные статьи о «Равнодушных», поэтому напишу то, что лично я почувствовала. Когда я только начинала читать, главные герои произвели на меня столь мрачное и угнетающее впечатление, что я удивилась своему желанию дочитать до конца. Мне пришла мысль, что это схоже с цирком уродцев, когда вы не можете отвести взгляд от физического дефекта, то же самое и в романе Моравиа. Только речь идет о моральных, душевных дефектах. Но потом, страница за страницей, и я поняла, что дело даже не в этом. Я читала «Равнодушных» и узнавала в нем маму, коллегу по работе, подругу и даже себя. Это открытие неприятно поразило меня, ведь при всех недостатках, никому не хочется думать, что он глуп (там, конечно много недостатков, но я конкретно об этом). А тут, читая о фальшивых, лживых и тщеславных людях, я вдруг неожиданно увидела частичку себя. И это узнавание было таким неожиданным, таким болезненным, что я подумала – а может Моравиа написал свою книгу именно для этого? Доводя до абсолюта негатив, он хотел достучаться до обывателя, ведь мелочи, не значительные недостатки, случайные ошибки героев уже данность, которой никого не удивишь. Каждый читатель уверенно прошел бы мимо, не воспринимая столь нелепую критику на свой счет. А здесь наши несовершенства подставили под лупу, и так или иначе мы вынуждены посмотреть правде в глаза… Не знаю, может быть я не права. Но безусловно, так явно, так очевидно еще никто не показывал, не раскрывал несовершенство человеческой души.

Я прочла эту книгу от корки до корки, не упустив ни одной строчки. Вся та тяжелая атмосфера, что отпугивает вначале, стала восприниматься как декорации, на первое место вышел некий научный интерес. Моравиа предоставил уникальную возможность – понаблюдать за 5 подопытными с самого близкого расстояния. Я точно знаю, что закрыла эту книгу другим человеком. Не на сто процентов, не кардинально, но тем не менее. Странно, но даже такие мрачные и угнетающие книги делают нас немного лучше.