NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Эмиль Золя "Добыча"

В учебнике по всеобщей истории за 8 класс, есть замечательная тема «Индустриальное общество». В рамках этой темы рассматриваются процессы урбанизации, появления среднего класса и движения феминисток, социальная структура общества в Европе XIX века. И есть там отдельный подзаголовок «Париж – великий город», где восторженно рассказывается о глобальной перестройке города, о появлении единого архитектурного стиля, широких проспектов с красивыми статуями, строительстве канализации, муниципальных объектов и таких грандиозных проектов как Опера и Эйфелева башня. Все эти дифирамбы умещаются (вместе с иллюстрациями) на 2 страничках, и, изучая эту тему, кажется, будто смахиваешь верхний слой крема с многоэтажного торта. Верхний слой – потому что события и факты, махинации и интриги вокруг этой масштабной стройки, люди с их надеждами и переживаниями, алчностью и завистью остаются «за кадром».   Для меня чтение «Добычи» совпало с преподаванием этой темы, и я особо остро почувствовала, как много интересного скрывается за скупыми строчками учебников. Роман Эмиля Золя «Добыча» продолжая метафору, и есть тот самый торт, о котором идет речь. Это живая история в безупречном литературном исполнении.…


Аристид Ругон вместе с женой и детьми приезжает в Париж из Плассана. Из предыдущей книги Золя («Карьера Ругонов») мы знаем, что он потерпел полный крах в особо ответственный момент. Аристид поддерживал не ту политическую группировку, и с государственным переворотом потерял последнюю надежду на карьеру в родном городе. Он едет в Париж к своему брату, добившемуся высокого поста министра, снедаемый ненавистью, алчностью, завистью и честолюбием. Ему слышится, что мимо текут золотые реки луидоров, которые надо только поднять, и его охватывает ярость, и беспомощность… Золя покажет нам, чего добьется этот человек и какими способами…

      Аристид Саккар (позже он возьмет себе эту фамилию) не самый главный герой романа, в центре сюжета его молодая жена Рене, на которой он женится, едва умрет его первая супруга. Блистательная светская львица – «…Ты тратишь больше ста тысяч франков в год на наряды, живешь в роскошном особняке, у тебя превосходные лошади, твои желания для всех закон, о каждом твоем новом платье газеты говорят, как о выдающемся событии; женщины тебе завидуют, мужчины готовы отдать десять лет жизни, чтобы только поцеловать кончики твоих пальцев..». Рене столп Второй империи, ее олицетворение. Автор показывает нам, как мечется ее душа, пресытившаяся доступными дорогими удовольствиями, ищущая чего-то особенного, неизведанного. Ей хочется вкусить такой грех, которого она еще не пробовала. Любопытство толкает ее на бал к девицам легкого поведения, в объятья случайного прохожего, имя которого она даже не занет… И читатель становится свидетелем грехопадения Рене, которая становится любовницей сына своего мужа… (намеренно не употребляю слово «пасынок» из-за его корявости). Я не буду подробно описывать сюжет, то, как Саккар добился такого положения в обществе, как мог случиться этот почти инцест, и чем он закончился. Я не согласна с авторской позицией, относительно морального падения главной героини. Золя хочет показать нам, что Рене очутилась в таком состоянии не по собственной вине, а по вине мужа. Он развратил ее богатством, выполнял любые капризы, она была для мужа только ставкой, оборотным капиталом и не больше. Сын же словно закончил дело отца, распутный и порочный, пресыщенный плотскими удовольствиями он «подобрал золотую монету, выпавшую из кармана» своего отца. Получается, что безвольная и малодушная девушка была просто орудием, безмолвной вещью в интерьере, красивой и дорогой безделушкой. Но я не могу согласиться с такой оценкой, т.к. считаю, что каждый человек по определению не может быть вещью, и каждый сам ответственен за свои проступки. Нельзя складывать вину на чужие плечи, Рене не ангел, она сама решила поступить так, а не иначе. Конечно тлетворное влияние окружения, где грехи демонстрируются, как особый изыск, играют большую роль. Большую, но не определяющую. Золя хотел показать, как Вторая империя уродует мораль людей, он подчинил сюжет этой цели. Но, на мой взгляд, немного перегнул палку.

По-моему, «Добыча» это еще такая проба писателя. Он хотел показать разлагающееся общество, потерю ценностей, грязь высшего света. Но, сравнивая «Добычу» с той же «Накипью», «Деньгами» или со скандальной «Нана», этот роман невинная сказка.

       Золя для меня больше чем просто писатель, больше чем прозаик, больше чем французский классик, Золя для меня почти бог! Когда говорят о любимом писателе, книги которого можно читать с любой страницы, я называю Золя. Золя бесподобен, неповторим, прекрасен, он лучший, он потрясающий. Поэтому любое его произведение для меня гениально. Хотя я могу с чем-то и не согласиться.

Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments