?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прилепин Витек. Восьмерка. Любовь. Допрос. Оглобля. Тень облака на другом берегу. Вонт Вайн. Лес.

Однажды в воскресенье у меня состоялся такой разговор с мужем.

- Знаешь, я сейчас такую книгу читаю… Не знаю, как объяснить... Читаешь-читаешь и понимаешь, что это как-то не твое… Хотя я пока мало прочла. Всего три рассказа… - бестолково пытаюсь я описать свои впечатления. – Там 90-е, криминалитет, разруха, заводы без зарплаты, драки, «опухшее лицо первого президента» в газете… А это как-то далеко от меня. И вообще, мне кажется, это больше мужская проза, тебе, наверное, понравилось бы. Тебе такое ближе.

- Почему это? – удивляется муж. – И потом, почему это далеко? Ты что не жила в это время?

- Жила, конечно. Но я же маленькой еще была. Родители не были безработными. И даже дом построили в это время. Ну, т.е. сравнительно все благополучно было. А криминалитет… Ну, какой криминалитет или бандитские разборки в нашем Одесском. Это же деревня. А политика… Думаешь, я что-то в этом понимала в 3 или 5 классе? Вот ты разве что-то понимал тогда в школе?

- Не нравится – не читай – резюмировал муж.

- Да не то, что не нравится… Просто я понимаю, что эти ситуации и герои далеки от меня. Я в жизни ни с кем не дралась. Я не знаю, что можно написать о ней… И вообще… – продолжаю я. – Давай лучше ты прочтешь и скажешь мне, что думаешь. Вот я, когда читала про этих омоновцев именно о тебе думала. Мне интересно, что ты скажешь о ней. Я ведь даже не могу судить – реалистично написано или нет. А ты вот поймешь и мне скажешь…

Муж рассмеялся, назвал меня жуликом и попросил сбросить один рассказ на почту. Я скинула «Восьмерку» и с нетерпением стала ожидать вердикт. Который получила через несколько часов.  

- Бред. – сказал, как отрезал муж. – Не вижу никакой морали. О чем вообще эта книга? Любовь? Да не было там никакой любви. Так посидели на кухне, чай попили, да и то не попили толком… Он же ее чуть не ударил! Сюжет? Да это больше похоже на какого-то акына, который поет то, что видит. А название? «Восьмерка». И что восьмерка? Ну, машина. Ну и что. А конец? Это просто сказка.

- Ну там драки очень реалистичные. – попыталась я робко возразить.

- Да чушь это полная, Таня. И зачем ты это читаешь?

- я написать о ней хочу…

- вот и напиши. Ерунда! Какой там вообще смысл?

Я села за компьютер и задумалась.
О чем писать, говоришь… .
И тут Остапа понесло.
Не смотря на то, что герои еще утром казались мне непонятными и недоступными, а их проблемы такими же далекими, как звезды на небе, мне хотелось достойно ответить на такие категоричные слова. Я села и начала писать. Надо же доказать человеку, что он не прав. А на бумаге доказывать у меня гораздо лучше получается, чем на словах.

«Восьмерка» - это короткая, неожиданная вспышка света. Она длится буквально несколько секунд, озаряя ярким и беспощадным светом неприглядную, нищую, бестолково развалившуюся Россию девяностых годов. Это было сравнительно недавно, это еще свежо в памяти у многих, но каждый из нас смотрел на жизнь со своей колокольни. И видел перед собой только свой путь – узкую полоску света, падающую на свою работу, свою семью, свои проблемы. «Восьмерка» с одной стороны, тоже рассказывает всего лишь одну историю. Но с другой стороны, рассказывает так, что в этой истории одного человека узнаешь многих, и видишь не только себя, своих знакомых, свой город или свой завод, но Россию в целом. Вспышка света, которая ослепляет неподготовленного читателя. А вскоре и зрителя…

В центре внимания четыре друга. Омоновцы, «опричники», «люди государевы» подневольные.  Зарплату выдают тушенкой и прочими консервами, которые в голодные годы, кажутся самой вкусной едой на свете. Особенно после ночной смены, особенно разделенными по-братски на четверых в раздевалке, особенно с картошечкой… Они живут по-разному, кто-то с родителями интеллигентами, где мама, на каждую смену передает сыну вкусные домашние обеды, кто-то с родителями алкашами, которые способны заложить сыновий нательник, и не волнуются о пропитании младших детей. А кто-то живет один. Потому что родителей давно нет. И есть на четверых друзей одна машина – верная восьмерка, которая ни мало повидала за свою жизнь, и которой предстоит сыграть роковую роль в судьбе каждого из героев.

«Восьмерка» - история, которая нарушает законы жанра. Во всяком случае, для меня. Антураж 90-х годов, специфика профессии четырех друзей, завязка истории (кровавая драка в ночном клубе) – все это подталкивает читателя к мысли о скорой и кровавой развязке. Время тогда было такое. Нельзя было беспричинно и без последствий «наехать» на местный криминалитет и остаться живым и невредимым. Тут уж не то, что в рубашке надо было родиться, но уж в бронежилете точно. Поэтому я не сомневалась, что скоро кого-то из наших убьют. Открытым оставался вопрос кого. Но Захар Прилепин не захотел идти очевидным путем. И развязка повести удивила даже меня. Уж чего-чего, но такого я точно не ожидала… Концовка, элемент неожиданности которой, меняет впечатление о произведении в корне. Плохой ли конец, хороший – каждый читатель решит сам. Но то, что неожиданный согласится любой.

Провинциальный город. Облезлые, грязные дома. Детские площадки, на которых никто не играет, а скорее пьет и курит. Завод, который продали какому-то иностранному «инвестору». Коррумпированная местная администрация. Сотни людей, оказавшиеся без зарплаты который месяц, и с горя ушедшие в запой… Декорации «Восьмерки» могут повергнуть в уныние, но не делают этого.  Потому что узнавание и любопытство сильнее эмоций и впечатлительности. Читать о трамваях, дискотеках и местных разборках оказывается гораздо интересней, чем жить в этой реальности, ездить на общественном транспорте, и смотреть местные новости каждый вечер.

…какая-то бесшабашная, безграничная, самоуверенная, немного бездумная свобода. Свобода от страха, от жизни с оглядкой. Возможность надеяться на лучшее, когда никакого просвета нет, возможность любить, когда нельзя. Ждать, понимая, что напрасно. Чувствовать величие и значимость каждого глотка этой свободы. Вот, что ощущаешь вместе с главными героями.

Обычно такие истории оканчиваются с последним выстрелом. С последним ударом. В общем точка ставится как раз в тот момент, когда читатель выбит из колеи, пытается осознать прочитанное, и временно находится в состоянии прострации. Но в «Восьмерке» все по-другому. История не закончилась. И вместо точки автор поставил многоточие, рассказав прежде как развивались события дальше. Оставив нас один на один с главным героем, одним из омоновцев, тем самым, который верил, и надеялся, и дышал тем воздухом свободы. Наверное, итог может показаться слишком хорошим, неправдоподобно удачным. В жизни так не бывает – скажет упрямый читатель. Не знаю. Я не умудренный опытом старец, но несколько раз наблюдала за тем, что жизнь порой выкидывает такие номера, которые ни один писатель фантаст не смог бы предугадать. И история подтверждает это явление. Жизнь в конечном счете сложнее чем мы думаем. И попытка предугадать, предвидеть конец, безусловно, помогает справиться с хаосом и непоследовательностью мира, но порой играет злую шутку с теми, кто пытаясь ставить прогнозы, во всем доверяется им. Так что я не считаю историю «Восьмерки» чем-то сверхъестественным. Скорее это один из тех вариантов, в который мы, циники, сразу отметаем, дабы не оказаться разочарованными в последствии.

Когда говорят о «Восьмерке» обычно пишут о том, что это история о дружбе и любви. Пожалуй, они правы. Вы обязательно найдете и то, и другое. И рассказ З. Прилепина, и фильм А. Учителя (судя по трейлеру), по сути, держатся на этих понятиях как основах. Но мне кажется, что это слишком очевидный посыл. Слишком просто – оставить такую характеристику. Потому что «Восьмерка» нечто большее. Это история о целом поколении, о целой эпохе. И даже, о нашем менталитете. Потому что не важно в какие времена, при каких царях и президентах, а наш человек, даже будучи связанным государственными оковами не перестанет надеяться, любить, действовать и искать тот волшебный глоток свободы, что оказывается самым главным в жизни.

Когда я перечитала написанное, то поняла, что перестаралась. Вон – даже об эпохе и менталитете заговорила. Да и получилось как-то слишком позитивно. Будто и нет у Прилепина никаких недостатков, одни плюсы. Сейчас, прочтя оставшиеся рассказы в сборнике, я более трезво оцениваю творчество Прилепина. Неровное, импульсивное… Его рассказы вгоняли меня то в безвыходность и беспросветность, то заставляли закусывать нижнюю губу, чтобы сдержаться и не рассмеяться в маршрутке. Свободы в его рассказах действительно много. Именно внутренней, как сказал в одном из интервью Алексей Учитель. И даже удивительно, что будучи полностью скованным внешними обстоятельствами, государством и даже самим собой, человек может вырваться из этого замкнутого круга.

А мужу рецензия очень понравилась. Хотя мнения своего он не изменил. Но это собственно не важно, каждому же свое))

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
mochinushinonai
Feb. 18th, 2014 09:00 pm (UTC)
Спасибо, заинтересовали. Обязательно прочту!
neosonus
Feb. 22nd, 2014 02:33 am (UTC)
Не за что) Рада, что пригодилось!
( 2 заявки — Оставить заявку )