NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Е. А. Ямбург "Педагогический декамерон"

Ямбург Рассуждать о стезе педагога, о высшем призвании, о ремесле и творчестве, о том, насколько значима и важна эта профессия я не люблю. И честно говоря, не люблю признаваться в том, что я учитель. Раньше – с удовольствием. Просто потому что любила играть на контрастах. Худенькая, хрупкая девушка, которой давали на десять лет меньше, чем есть, пирсинг, джинсы на бедрах, длинные серьги и светлые натуральные волосы. КиШ, Григ и русская попса. И учительница. Приятно было удивлять. Сейчас я уже совсем не хрупкая и не худенькая))), джинсы носила последний раз лет ….эммм…. 7 назад, сережка для пирсинга давно где-то валяется, а на лице, как заметила моя коллега, «лежит печать учительства». В общем, немного задерганное, немного напряженное, серьезное, а порой даже хмурое лицо. Так что факт, что я работаю учителем ни у кого не вызывает удивления, а скорее сочувствие и даже … жалость.

Я не люблю говорить, что я учитель, потому что эта профессия, как никакая другая подвергается острой критике. Тема, которая актуальна всегда и в любой компании. Случайно узнав, что я учитель, на меня обрушивается шквал советов и мнений о том, как надо учить от самых разных людей. Начиная от водителя маршрутки и заканчивая парикмахером. Фактически все вокруг знают, как надо учить. Мое же дело, видимо, заключается в том, чтобы внимательно слушать и следовать советам. Одна моя коллега заметила – учитель, одна из самых бесправных профессий. Я полностью с ней согласна.

Я не люблю говорить, что я учитель, потому что это мгновенно вызывает острый интерес к моей зарплате. Тут есть два противоположных полюса – «много» и «мало». И первый доминирует. Окружающие люди искренне верят, что с постоянными повышениями, я получаю какие-то фантастически большие суммы. И мои объяснения, видно, не внушают доверия. Это стереотип, который прочно сложился в обществе, привычное слышать в СМИ новости об очередном повышении, а так же смешные (для меня) цифры о средней зарплате по региону (видимо это не Омскую обл. смотрели, я так думаю)). Я лично не считаю, что моя зарплата так уж высока. Если говорить конкретно (а я никогда не скрываю цифр – не вижу смысла) моя ставка 10 400. Без подоходного налога. И я уже который год работаю почти на 2 ставки, чтобы получать более или менее нормальные деньги. И мало кто знает какой ценой мне даются эти деньги… Хотя пару раз я писала здесь о том, до какой ручки я дохожу. Когда мечтаешь заболеть, чтобы отдохнуть и когда не хочешь ничего…

В общем, при такой моей нелюбви обсуждать эту тему, читать Ямбурга было довольно сложно. Не смотря на его проникновенное вступление о том, что эта книга прежде всего для коллег, что он очень хочет помочь будущим специалистам. Нет, я не согласна. Его книга больше похожа на эдакий педагогический научпоп. К чему, вы знаете, я тоже не питаю особой симпатии. Он травит педагогические байки, он говорит на простом и доступном массам языке, он пишет по большому счету о внешнем. Конечно, я сейчас слишком категорична. Он пытается передать больше. Донести какую-то философию, некий сакральный смысл этой профессии… Но все тем же научпопсовым языком.

Я пишу, и перечитывая строки вижу, что получается как-то негативно. Не знаю. Наверное, потому что тема не любима мной. Ведь книга Ямбурга мне понравилась. Правда. Я прочла ее от корки до корки. И, что редко со мной бывает, ни разу не перешла на чтение по диагонали. Мне нравится «Декамерон». Но рефлексии, некой объективной оценки, стороннего мнения у меня не получается. Потому что говорить приходится не о врачах/инженерах/сталеварах, а об учителях….

Я очень люблю свою профессию. Я ни за что не променяю ее ни на что другое. Я люблю своих детей. Каждого. Сейчас у меня свой класс, и мне кажется, мое сердце рвется на части, когда кто-то из них переживает проблемы дома, когда они плачут, дерутся или ссорятся. Я каждый день с удовольствием готовлюсь к урокам не потому что надо, а потому что хочу. Я счастлива на своей работе. Это такая редкость найти свое… И я не потеряю это «свое». Я знаю все свои многочисленные недостатки, не самую хорошую память, вечный «неуд» по русскому языку и завис мозга, когда сталкиваюсь с любыми цифрами. Я ни разу не массовик затейник. Я…. В общем у меня много недостатков, как у учителя. Я знаю о них. Но никакие советы и критика парикмахеров и водителей маршруток не исправит меня, и не сделает умнее. Я обретаю умение держать дисциплину на уроке не потому что кто-то доверительно сообщил мне волшебный рецепт, а потому что «все приходит с опытом», как в песне «Касты». И я не стану работать лучше, если мне будут платить большие деньги. Потому что я знала куда иду. Люди, которые идут в школу не рассчитывают на высокий доход. И, если уж честно, я считаю разговоры о деньгах бестактными. Я же не спрашиваю вас (гипотетических «вас») сколько вы зарабатываете…

Буквально пару дней назад в лицей зашел наш выпускник. Блестящий химик, участник всероссийских олимпиад, по обществознанию у него тоже, кстати, всегда была пятерка. Сейчас студент МГУ, с налетом московского лоска, но с мягкостью в голосе того же мальчика Леши, которого я помнила. После того как мы обнялись, и первых вопросов, я услышала – «а знаете, я хочу быть учителем». «Учителем?!» - воскликнула я. «Да». «Фундаментальная химия и учитель! Ну, хотя бы преподавателем, Алексей!» «Ну, или преподавателем. Но я бы хотел быть учителем». Я была поражена. Молодой человек с самыми блестящими перспективами и учителем… И вот в такие моменты понимаешь, что профессия учителя уже на таком социальном дне, что чье-то искреннее желание стать учителем вызывает лишь бесконечное удивление…
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments