?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ямбург Рассуждать о стезе педагога, о высшем призвании, о ремесле и творчестве, о том, насколько значима и важна эта профессия я не люблю. И честно говоря, не люблю признаваться в том, что я учитель. Раньше – с удовольствием. Просто потому что любила играть на контрастах. Худенькая, хрупкая девушка, которой давали на десять лет меньше, чем есть, пирсинг, джинсы на бедрах, длинные серьги и светлые натуральные волосы. КиШ, Григ и русская попса. И учительница. Приятно было удивлять. Сейчас я уже совсем не хрупкая и не худенькая))), джинсы носила последний раз лет ….эммм…. 7 назад, сережка для пирсинга давно где-то валяется, а на лице, как заметила моя коллега, «лежит печать учительства». В общем, немного задерганное, немного напряженное, серьезное, а порой даже хмурое лицо. Так что факт, что я работаю учителем ни у кого не вызывает удивления, а скорее сочувствие и даже … жалость.

Я не люблю говорить, что я учитель, потому что эта профессия, как никакая другая подвергается острой критике. Тема, которая актуальна всегда и в любой компании. Случайно узнав, что я учитель, на меня обрушивается шквал советов и мнений о том, как надо учить от самых разных людей. Начиная от водителя маршрутки и заканчивая парикмахером. Фактически все вокруг знают, как надо учить. Мое же дело, видимо, заключается в том, чтобы внимательно слушать и следовать советам. Одна моя коллега заметила – учитель, одна из самых бесправных профессий. Я полностью с ней согласна.

Я не люблю говорить, что я учитель, потому что это мгновенно вызывает острый интерес к моей зарплате. Тут есть два противоположных полюса – «много» и «мало». И первый доминирует. Окружающие люди искренне верят, что с постоянными повышениями, я получаю какие-то фантастически большие суммы. И мои объяснения, видно, не внушают доверия. Это стереотип, который прочно сложился в обществе, привычное слышать в СМИ новости об очередном повышении, а так же смешные (для меня) цифры о средней зарплате по региону (видимо это не Омскую обл. смотрели, я так думаю)). Я лично не считаю, что моя зарплата так уж высока. Если говорить конкретно (а я никогда не скрываю цифр – не вижу смысла) моя ставка 10 400. Без подоходного налога. И я уже который год работаю почти на 2 ставки, чтобы получать более или менее нормальные деньги. И мало кто знает какой ценой мне даются эти деньги… Хотя пару раз я писала здесь о том, до какой ручки я дохожу. Когда мечтаешь заболеть, чтобы отдохнуть и когда не хочешь ничего…

В общем, при такой моей нелюбви обсуждать эту тему, читать Ямбурга было довольно сложно. Не смотря на его проникновенное вступление о том, что эта книга прежде всего для коллег, что он очень хочет помочь будущим специалистам. Нет, я не согласна. Его книга больше похожа на эдакий педагогический научпоп. К чему, вы знаете, я тоже не питаю особой симпатии. Он травит педагогические байки, он говорит на простом и доступном массам языке, он пишет по большому счету о внешнем. Конечно, я сейчас слишком категорична. Он пытается передать больше. Донести какую-то философию, некий сакральный смысл этой профессии… Но все тем же научпопсовым языком.

Я пишу, и перечитывая строки вижу, что получается как-то негативно. Не знаю. Наверное, потому что тема не любима мной. Ведь книга Ямбурга мне понравилась. Правда. Я прочла ее от корки до корки. И, что редко со мной бывает, ни разу не перешла на чтение по диагонали. Мне нравится «Декамерон». Но рефлексии, некой объективной оценки, стороннего мнения у меня не получается. Потому что говорить приходится не о врачах/инженерах/сталеварах, а об учителях….

Я очень люблю свою профессию. Я ни за что не променяю ее ни на что другое. Я люблю своих детей. Каждого. Сейчас у меня свой класс, и мне кажется, мое сердце рвется на части, когда кто-то из них переживает проблемы дома, когда они плачут, дерутся или ссорятся. Я каждый день с удовольствием готовлюсь к урокам не потому что надо, а потому что хочу. Я счастлива на своей работе. Это такая редкость найти свое… И я не потеряю это «свое». Я знаю все свои многочисленные недостатки, не самую хорошую память, вечный «неуд» по русскому языку и завис мозга, когда сталкиваюсь с любыми цифрами. Я ни разу не массовик затейник. Я…. В общем у меня много недостатков, как у учителя. Я знаю о них. Но никакие советы и критика парикмахеров и водителей маршруток не исправит меня, и не сделает умнее. Я обретаю умение держать дисциплину на уроке не потому что кто-то доверительно сообщил мне волшебный рецепт, а потому что «все приходит с опытом», как в песне «Касты». И я не стану работать лучше, если мне будут платить большие деньги. Потому что я знала куда иду. Люди, которые идут в школу не рассчитывают на высокий доход. И, если уж честно, я считаю разговоры о деньгах бестактными. Я же не спрашиваю вас (гипотетических «вас») сколько вы зарабатываете…

Буквально пару дней назад в лицей зашел наш выпускник. Блестящий химик, участник всероссийских олимпиад, по обществознанию у него тоже, кстати, всегда была пятерка. Сейчас студент МГУ, с налетом московского лоска, но с мягкостью в голосе того же мальчика Леши, которого я помнила. После того как мы обнялись, и первых вопросов, я услышала – «а знаете, я хочу быть учителем». «Учителем?!» - воскликнула я. «Да». «Фундаментальная химия и учитель! Ну, хотя бы преподавателем, Алексей!» «Ну, или преподавателем. Но я бы хотел быть учителем». Я была поражена. Молодой человек с самыми блестящими перспективами и учителем… И вот в такие моменты понимаешь, что профессия учителя уже на таком социальном дне, что чье-то искреннее желание стать учителем вызывает лишь бесконечное удивление…

Comments

( 15 заявки — Оставить заявку )
winter_tor
Feb. 10th, 2014 10:19 am (UTC)
Коллега:)
И как у Вас КиШ уживался с русской попсой, не пойму никак...

Edited at 2014-02-10 02:19 pm (UTC)
neosonus
Feb. 10th, 2014 10:27 am (UTC)
Всеядна)) Хотя вообще, с возрастом в книгах эта всеядность прошла, а вот в музыке нет. Слушаю сейчас и рэп, и классику, и попсу (правда сейчас больше американскую, но не только).
А вы учитель чего?
winter_tor
Feb. 10th, 2014 11:27 am (UTC)
Не знаю, я так не могу...

...Истории. Но я одновоременно и учитель и преподаватель, работаю и в гимназии и в школе...
neosonus
Feb. 10th, 2014 11:35 am (UTC)
я тоже истории. Приятно встретить дважды коллегу. Я работаю в лицее. Правда, теперь экономическая разница между лицеем и школой стерлась - отменили лицейский доплаты.
winter_tor
Feb. 10th, 2014 11:57 am (UTC)
А вот это уже вечер на меня плохо подействовал, в предыдущем комментарии надо читать "и в гимназии и в вузе":))

А у нас вроде доплаты сохранились пока. Но мы МАОУ, может в связи с этим...

Edited at 2014-02-10 03:58 pm (UTC)
truechelovek
Feb. 10th, 2014 10:43 am (UTC)
Учителей бы всех я перепорол.
Следя, чтоб не халтурил их палач.
Добавляя плетей недовольным.
Раз выпускники не знают школ,
Что подход к решению всех жизненных задач
Должен быть таким же, как к задачкам школьным.
Раз это понимание никого не освещает мозг,
Ни один учитель не остался бы без розг.
neosonus
Feb. 10th, 2014 11:37 am (UTC)
спасибо. Очень актуально.
mochinushinonai
Feb. 10th, 2014 03:52 pm (UTC)
Вам, уважаемый, надо поискать себе другое занятие, которое никак не было бы связано с поэзией. Я уверена, что абсолютно любое другое дело у вас получилось бы гораздо лучше!
mochinushinonai
Feb. 10th, 2014 03:12 pm (UTC)
И сочувствую, и радуюсь за Вас. Любовь к своему делу дорогого стоит, хотя проклятая материальная составляющая - фактор опасный, способный убить даже любовь.
Я когда-то попробовала поработать в школе, хотя специально идти туда не собиралась, так обстоятельства сложились, - так вот, поработала год и потом так оттуда бежала, что когти рвались и хвост по ветру развевался. Не мое это дело. Так что к людям, подобным Вам, чувствую большое уважение, смешанное с благоговейным страхом...

Edited at 2014-02-10 07:53 pm (UTC)
neosonus
Feb. 17th, 2014 10:48 am (UTC)
Спасибо за теплые слова! Любовь к своему делу, действительно, дорогого стоит...
Знаете, первый опыт работы школы еще ни о чем не говорит. Я допустим очень негативно относилась к школе. Конечно, можно сделать скидку на то, что это была за школа (для трудных подростков), но сейчас я думаю, что дело было во мне самой. Неопытный, не умеющий чувствовать аудиторию педагог не может полноценно провести урок, а значит и сам не сможет получить какого-то удовольствия от своей работы. это как одностороннее движение. И ведь кому из нас нравится ситуация, когда что-то не получается. Так что такая реакция естественна. Я думаю, что просто у кого-то есть другие варианты, пути отступления, о которых он помнит, и может свернуть обратно. А у кого-то их нет. И он работает дальше, а потом уже что-то получается. Лично у меня так было. Я больше года искала другую работу. Перепробовала многое. И просто вынуждена была пойти в школу, чтобы было что есть. Так что уволиться я никак не могла. В общем, все, что ни делается все к лучшему))
ros360
Feb. 11th, 2014 03:15 pm (UTC)
Люди вообще редко из-за денег судьбу выбирают. Даже если им так кажется. Сам в своё время принял не одно такое решение. Хотя бывают и противоположные случаи, конечно.
neosonus
Feb. 17th, 2014 10:49 am (UTC)
Я собственно, не думала, что это выбор судьбы. Хотя, по сути, работа занимает столько времени, что можно и так сказать)
А ты не пожалел о своем выборе?
nataluschka
Feb. 12th, 2014 02:45 pm (UTC)
Я не учитель. Но с огромным уважением отношусь к людям, которые связали свою жизнь с такой профессией. Вам трудно. Но Ваш труд окупается. Спасибо Вам!
neosonus
Feb. 17th, 2014 10:51 am (UTC)
Спасибо вам! Мне очень приятно слышать эти слова.
ros360
Feb. 17th, 2014 01:22 pm (UTC)
В целом, нет: кто-то добился большего материального благополучия, но дорогой ценой. Хотя в частностях были неверные решения: 10 лет назад, например, я отказался от одного назначения, которое позволило бы мне уже тогда занять ту позицию, которую занимаю теперь.
( 15 заявки — Оставить заявку )