?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вулф «Миссис Дэллоуэй» на слуху. Ее почти все читали, почти все видели экранизацию, буквально каждый смотрел «Часы», снятые по роману Каннингема о самой писательнице и об этой книге… А я, купила книгу ровно два года назад, и только сейчас достала с книжной полки толстый фолиант «Малого собрания сочинений» с профилем Вулф на обложке. «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Орландо», «Волны», «Флаш», «Между актов». Меня ждет долгий путь, и примечательно, что первым оказывается то самое известное, знаменитое произведение английской писательницы.

Я никогда раньше не читала Вирджинию Вулф. Так что это произведение стало для меня двойным знакомством. Во-первых, со знаменитой писательницей, чье имя ставят в один ряд с такими признанными классиками XX века как Джойс и Пруст. Во-вторых, знакомство с известной Миссис Дэллоуэй, чье имя стало почти нарицательным, чей образ стал символом своего времени, ассоциацией глубоких, волнующих эмоций и чувств. Роман – эксперимент формы, роман – попытка сказать «нет» материальным ценностям, рассудку и скованному механическим рационализмом миру.

Первое впечатление – удивление. Редко, когда встречаешь текст, у которого есть не только форма, но и цвет, запах, звук. Эмоции, чувства почти осязаемы, с первых строчек этот поток не мыслей, нет, именно чувств отрывает тебя от действительности. В мир Клариссы Дэллоуэй ныряешь с головой. Каждый оттенок этого разноцветного мира, каждое дуновение ветра, каждый предмет, вещь, и тем более человек, оказывается безграничным, непостижимым, великим открытием. Воспоминания оказываются более реальными, чем настоящее. И все, каждая частица эмоций оказываются преувеличенно большим, будто умноженным на десятки или сотни … чего? Герц, ньютонов, байт…. Первые страницы от имени главной героини кажутся цельным полотном многогранного мира. Пока я не вижу чужих мыслей, и мне кажется, что я встретилась с самым ценным и открытым человеком на свете. Пока я нахожусь в одном измерении.

Потом вдруг оказываешься в голове знакомого прохожего, старой матроны, юной девушки, сумасшедшего мужчины, беспокойной жены. Поток мыслей, действительно напоминает Джойса. Но это лайт Джойс, более легкая и яркая версия. Если сравнивать чтение с работой, я бы сравнила «Улисса» с тяжелым физическим трудом, а ««Миссис Дэллоуэй», например, с музыкой. И то, и другое работа. Но если в первом случае, приходится пробиваться через страницы разных стилей и жанров, отсылок к разным авторам, героическому эпосу и шотландским легендам, где приходится забыть о запятых и точках, отучиться дробить мысль на абзацы, то здесь не нужно усилий и каторжного труда филолога-философа. Здесь нужно уметь слышать и слушать. Нужно сосредоточиться на чужих и своих эмоциях, нужно найти и понять нужные ноты, пробудить то скрытое, потаенное, внутреннее, что хранится в каждом из нас. «Миссис Дэллоуэй» явление, может быть и сложное, но легкое и приятное. И лично мне, после Джойса, кажется, что Вулф пишет близко и понятно. Хотя, возможно, здесь дело в том, что изначально существует разница в подходе на каком-то гендерном уровне. Женщина-Вулф, оказывается мне ближе чем мужчина-Джойс.

«Миссис Дэллоуэй» упрекают в отсутствии динамики, в бессобытийности. Но явственно видно, что автор таким образом осталась верна своей цели – она отошла от внешнего проявления мира, и сосредоточилась на внутреннем наполнении, содержании вещей и сути людей. Так что книги Вулф читаешь не ради событий.

Вирджинию Вулф невозможно читать запоем в один вечер. Каждое предложение, словосочетание читаешь настолько медленно насколько это возможно. Каждое чувство требует к себе внимания, каждое испытываешь на себе, проживаешь, сохраняешь и отпускаешь. Она пишет так, что невозможно остаться равнодушным, безучастным. И бесспорно, начинаешь воспринимать ее как главную героиню… Обязательно посмотрю «Часы», но сначала прочту книгу…

«Миссис Дэллоуэй» - это книга, которая не заканчивается на какой-то там странице. Она из тех книг, что остаются жить в читателе, чтобы в следующий раз наблюдая за облаками над головой, или услышав шелест листьев, посмотреть на этот мир глазами Клариссы Дэллоуэй.

Comments

( 7 заявки — Оставить заявку )
bukogolik
Feb. 2nd, 2014 04:35 pm (UTC)
"Миссис Дэллоуэй" какой-то удивительно запоминающийся текст, соглашусь полностью. Я как-то пропустила, что была экранизация самого романа, спасибо :) А толстый фолиант - это случайно не белое издание Азбуки?
neosonus
Feb. 2nd, 2014 04:58 pm (UTC)
Издательство Азбука, да, только синего цвета))
Я случайно нашла информацию об экранизации, пока не скачивала.
jonny_begood
Feb. 2nd, 2014 04:52 pm (UTC)
Заслуги ее очевидны, но как же это тяжело читается...
neosonus
Feb. 2nd, 2014 05:00 pm (UTC)
))))) Вот любопытно, мне как раз наоборот. Очень легко. Все эти языковые конструкции, которые якобы тяжеловесны, как нельзя точно могут выразить те эмоции, что она хочет передать. Единственное, что быстро читать не получится. В общем, мне было очень легко.

Edited at 2014-02-02 05:00 pm (UTC)
bukogolik
Feb. 2nd, 2014 05:30 pm (UTC)
Действительно любопытно, мне тоже совсем не тяжело читалось :)
bookeanarium
Feb. 3rd, 2014 08:52 am (UTC)
хотела зайти и сказать, что от рецензии в восторге, от книжки в восторге, вообще всё прекрасно. только ЖЖ падал в тот момент, когда я хотела это сказать. у меня вопрос: вы (ты) куда-нибудь копируешь - если вдруг обвалится всё? ну, типа блогспота, лайвлиба или ВК?
neosonus
Feb. 3rd, 2014 09:08 am (UTC)
мы вроде давно на ты:)
Спасибо, мне очень приятно!
нет, я не вижу смысла копировать. Одно время копировала в лайвлиб, а потом задумалась - зачем писать одно и то же на 2 сайтах? Раскрутка себя как блогера передо мной не стоит, а читатели на лайвлибе были те же, что и здесь, плюс, минус один человек) У меня дома есть обычный вордовский документ, где я храню рецензии, и если жж обвалится, то теоретически можно будет восстановить. Хотя, вообще, я об этом не задумываюсь. Т.е., не знаю, действительно ли будет ли у меня желание восстанавливать все 307 книжных записей))
( 7 заявки — Оставить заявку )