
Письма… Знаете, они вовсе не означают полного понимания. То, что вы прочли их, заглянули в чужую душу, встретились с ним взглядом, не значит, что вы поняли его. Но прочтя эти обрывки жизни оказываешься перед фактом – это не просто писатель, это Человек с большой буквы.
Нет, он не геройствовал. Он не старался показаться лучше, чем он был. В письмах он смеется и грустит, негодует и тоскует. Эти строчки напоминают следы от капель дождя на стекле. Невесомые, прозрачные, но все-таки следы…
«Моя радуга»… Вы слышали более трогательное и нежное обращение к любимой женщине? Хармс любит безгранично и безнадежно… Его письма – не оды любви. Это ее шепот. Шорох шагов в тишине… Когда одиночество неотступно преследует ночами, а образ любимой далек как яркая звезда…
Я не рассматриваю эти письма как наследие писателя. Возможно это не верно. Но мне кажется, что воспринимая их именно как след жизни обычного человека, который любил и страдал, получаешь от писем значительно больше. Получаешь, как можешь получить созерцая картину или слушая музыку. Когда слова не столь важны как то, что стоит за ними. Письма Хамса ценны теми эмоциями, тем настроением, что они несут. Он не претендует на величие. Но поверьте, иногда покоряет одна только сила чувств.