?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манн Гора У меня такое чувство, что я в долгу перед этой книгой. Словно я наобещала ей целые горы, и не сдержала свое слово. Я обещала, что полюблю ее, потому что очень люблю Томаса Манна. Я обещала, что буду получать удовольствие от каждой страницы, потому что слог Манна удивительно легкий. Я обещала, что приму ее философию, потому что автор заслужил Нобелевскую премию во многом благодаря ей. Я обещала быть с ней до конца, потому что не могла себе представить, как это – не дочитать Манна! И я не сдержала своих обещаний.


С самого начала я не могла сосредоточиться на книге. Открыв первую страницу, погрузившись в необыкновенный мир Давоса, приключения юного и пытливого Ганса Касторпа, я не могла прочесть больше одного абзаца. Я постоянно отвлекалась. Тогда мне казалось, что я растягиваю удовольствие. А книга так хороша, что каждый глоток, каждое предложение заслуживает особого внимания. Я читала все медленней и медленней, мысли, которые сначала кружились где-то около книги, в конце концов расползались в разные стороны. Порой я читала не замечая смысла, перечитывая предложение раз за разом. Странно, думала я, в чем же дело? Мне действительно очень нравится Томас Манн, и книга мне нравится, так почему же она так тяжело дается?

Можно предположить, что все дело в философии. Не каждому по силам смысловые конструкции, рассуждения и предположения. Герои «Волшебной горы» рассуждают обо всем на свете, рассуждают обстоятельно, спорят и открывают новые идеи. Но, если хоть кто-то читал «Волшебную гору», он поймет, что это невозможно. Философия этой книги столь доступна, что ее способен понять даже школьник. Рассуждения Ганса Касторпа наивны и обыденны, теории которые он выдвигает, безусловно, интересны, но путь к этим идеям очень прост. Философские рассуждения Сеттембрини педагогичны, а значит рассчитаны на неискушенного читателя. То же и с остальными героями. Нет, эта книга нисколько не сложна. Я бы сказала, она чересчур проста. Во всяком случае, для меня разговоры главных героев не явились пищей для ума, я встречала подобные теории неоднократно. Единственное, что зацепило меня, это тема времени. Но опять же, изложение взглядов тут доступно, и это явно не причина моего медленного чтения.

Можно предположить, что книга читается медленно из-за самой темы. Туберкулезный курорт, смерть на каждом шагу, пациенты, любой из которых может быть обречен и в следующей главе покинет санаторий навсегда. Замкнутое пространство. Возможно, это и было бы для кого-то препятствием, но опять же не для меня. Манн пишет без тени страдания. Смерть в его книге не надрыв, не конец света. Она несколько буднична, она благородна, неотвратима. С ней смирились и относятся к уходу в другой мир более чем спокойно. Даже глава, где главные герои решили (точнее Ганс решил, а его брат был вынужден подчиниться) навещать умирающих, не вызывает боли и сопереживания, любопытство героев заражает, для них это священный долг. Даже само кладбище… Автор описывает прогулку по кладбищу, скорее как послеобеденный променад, с должным уважением и только. Поэтому никакого тяжелого впечатления от встречи со смертью нет. А значит, причина не в этом.

И только когда я прочла уже больше половины книги, стало ясно в чем заключается причина моего отторжения. Это сам Ганс Касторп. Главный герой, человек, который всегда для читателя самый близкий и родной, тот кому ты вольно или невольно сопереживаешь, чьи мысли и поступки находят живой отклик в душе, оказался для меня совсем чужим. Парадокс, но не зная его близко, главный герой нравился мне гораздо больше. Чем дальше я узнавала его, чем ближе он становился, тем больше он мне не нравился. Нет, я не буду обвинять его в посредственности, как это делает автор. Ганс Касторп для меня просто глупый, невыносимый, самодовольный и самоуверенный мальчишка. Уж слишком сильно напоминает он мне одного знакомого – со всем своим подростковым максимализмом и «заумными» речами. Главному герою вообще-то 24. Он далеко не подросток. Но читая главу за главой я видела только это – большие, наивные и упрямые глаза юнца, который впервые поднял голову и заметил в каком мире он оказывается живет! И теперь расклеивает ярлыки направо и налево, осуждая всех, кто так или иначе не схож с его взглядами. Я ненавижу таких людей. Упрямых, не слышащих и слушающих никого, кроме себя, не сомневающихся в величии своих идей (при этом изобретая велосипед), упивающихся своими неудачами (или как в случае с Гансом, своей болезнью). Они совершенно не знают жизнь, но уже напыщенно задирают нос и пафосно рассуждают о великих материях. А рассуждая, наслаждаются звуком собственного голоса, и восторгаются своими речами. Из разряда – вот какую умную вещь я сказал, да?! Молодец! Не могу описать всю степень своей неприязни… И ведь это не злой гений, не отрицательный герой, он по сути неплохой человек. Просто такой какой есть. И кто-то может понять и простить, а кто-то не желает даже слушать.

Я не брюзга и не ханжа, которая не может выдержать юношеский максимализм. Моя проблема в том, что я слишком хорошо знакома с такими людьми, и на собственном опыте знаю, что значит общаться с ними. Далеко не каждый подросток Ганс Касторп. Да и сам главный герой не исчадие ада. Все дело в той субъективности, что играет решающую роль в моем осмыслении и принятии книги. «Волшебная гора» оказалась не моим произведением. И это только моя вина.

Comments

( 18 заявки — Оставить заявку )
glasha_yu
Aug. 9th, 2013 11:26 am (UTC)
Я никогда не задумывалась о Гансе К., когда читала (по программе) эту книгу, но она произвела тяжелое впечатление в студенчестве. И это при всем при том, что Т.Манн "шел" хорошо.
А лет в 30 стала читать вышедшего в 90-е "Иосифа". И тоже тяжело, бросила.
Совершенно непонятно. Ну, значит, не мое. Значит, позицию автора (хотя в "Горе" я и не зацикливалась: раз надо к экзамену - значит, надо) чужда.
Интересно будет, а пойдет ли сейчас у меня Манн?
neosonus
Aug. 12th, 2013 08:26 am (UTC)
У меня "Иосиф" на очереди, обязательно буду читать, хотя теперь с некоторой опаской... Наверное, если бы мне нужно было к экзамену, я тоже не зацикливалась бы и домучила книгу.
Возможно сейчас, когда прошло какое-то время, Манн пойдет у вас лучше. Ведь есть же авторы, которые читаются в определенном жизненном контексте, по прошествии какого-то опыта.
glasha_yu
Aug. 12th, 2013 12:38 pm (UTC)
О, сомневаюсь, что он пойдет вообще. Разве что новеллы. Как-то так сложилось у меня. что для многих писателей существует возрастной ценз. Т.Манн хорош до 25-ти, по-моему. А вот Генрих как раз для постарше.
neosonus
Aug. 13th, 2013 09:25 am (UTC)
Даже не знаю. Мне сейчас почти 30, Генриха Манна и Томаса я читаю последние 2 года. И до "Волшебной горы" у меня не было такого, чтобы категорически не понравилось. Во всяком случае я не увидела в творчестве Г. Манна чего-то требующего достижения определенного возраста. Хотя может быть я не те произведения читала. У меня за спиной пока только "Бедные" и "Верноподданный".
glasha_yu
Aug. 13th, 2013 10:53 am (UTC)
Я не к тому, что Генрих только для тех, кому за...
Он размереннее, менее нервный. Хорошо и для молодых, и для старушек тоже. А про юные и зрелые годы Генриха 4-ого рзве не читали? И еще у него (в СССР только в 90-е издали) три романа по названиям богинь - "Венера", "Диана", "Минерва"
neosonus
Aug. 13th, 2013 11:11 am (UTC)
Нет, не читала, просто руки не дошли. Но читать буду обязательно, уже купила в домашнюю библиотеку:)
По поводу менее нервный, тут я согласна. У него такой размеренный слог... Люблю его стиль.
glasha_yu
Aug. 13th, 2013 11:22 am (UTC)
Вы счастливица! Еще столько хорошего прочтете!
sibkron
Aug. 9th, 2013 12:34 pm (UTC)
Вот что в ваших рассуждениях радует, что вы не сетуете сначала на переводчика, а потом на автора как сделало бы большинство. У меня эта книга в любимых.
neosonus
Aug. 12th, 2013 08:35 am (UTC)
Что в любимых, не сомневаюсь, все-таки философский роман. Но скажите, неужели философские рассуждения были для вас чем-то новым, т.е. я пытаюсь понять насколько много можно получить от этой книги, именно с утилитарной точки зрения. Только с вами я могу говорить о книгах с непривычной практичной стороны.
Что касается моей позиции, то здесь не все однозначно. Сейчас, например, я прочла роман дю Морье, и так разочарована... Нарушаю сразу три ваших заповеди - я ожидала большего, я разочарована в писателе и не читала критику (попросту не нашла ничего кроме рецензий таких же читателей как и я). Таким образом, я просто пишу то, что думаю и так, как это чувствую.
sibkron
Aug. 12th, 2013 09:00 am (UTC)
>>Но скажите, неужели философские рассуждения были для вас чем-то новым, т.е. я пытаюсь понять насколько много можно получить от этой книги, именно с утилитарной точки зрения.

Отчасти. Где Манн ссылается на Шопенгауэра для меня внове, так как данного товарища не читал. Где идет отсылка к Ницше нет. Фрейдистские идеи и апокалиптичность, видимо дань Освальду Шпенглеру и его нашумевшему в то время "Закату Европы" тоже не были новы.

Были разные разрозненные идеи новы: идея перерождения мира, идеи о цинизме через столкновение со смертью. Это что больше зацепило. Надо будет перечитать, сам Манн вроде тоже рекомендовал свои произведения перечитывать.
neosonus
Aug. 13th, 2013 09:36 am (UTC)
Ну, что он рекомендовал перечитывать, это очевидно. Такие монументальные творения, будь то Манн, или Толстой, всегда требуют к себе большего внимания чем единичное знакомство.
Для меня помимо темы времени, что очень понравилась, зацепили лишь рассуждения о том, как разнятся Запад и "Азия". Мне эта тема всегда интересна, не зависимо от того, сколько я уже слышала о ней. Всегда найдется что-то новое во взглядах.
Перечисленных вами авторов я проходила в университете на курсах философии и культурологии, и психологии, конечно. Мы рассматривали их идеи на лекциях и семинарах, хорошо, что с преподавателями повезло... Сейчас, пожалуй, только Ницще хотелось бы изучить подробней. Очень хочу его книги в домашнюю библиотеку. Пыталась читать в электронном варианте - совершенно не получается. Мне кажется, любая книга по философии должна быть именно бумажной. Для неких nota bene, такие книги нужно читать, на мой взгляд, активно, а не пассивно.
sibkron
Aug. 13th, 2013 09:53 am (UTC)
Опять же по поводу nota bene, может, конечно, не тот вариант, согласен, но все же что-то http://www.livelib.ru/reader/sibkron/stories, http://www.livelib.ru/reader/sibkron/quotes

Я ни в коей мере не пиарю Ливелиб, просто сам пользуюсь для выделения каких-то вещей этим сервисом. Традиционным способом тоже бывает:) А вообще Ницше, например, читал и так и так. В принципе было одинаково интересно.
neosonus
Aug. 13th, 2013 10:11 am (UTC)
Спасибо! Цитаты Харри Мулиша особенно понравились.
Конечно, нужно пользоваться предоставленными возможностями. Я, допустим, не знала, что на этом сайте есть такая функция. Очень полезная вещь.
А рекомендации к прочтению зацепили. Захотелось составить что-то подобное))Коэна не читала, но Бальзака, Флобера и Мопассана очень и очень люблю. Возьму на заметку.
bukogolik
Aug. 9th, 2013 04:48 pm (UTC)
Я как раз больше ничего у Манна не читала, но "Волшебную гору" как раз люблю. Лучшеекнижное впечатление моего первого курса, наверное. Неприязни к главному герою у меня не было, но книга и время в ней очень затянули.
neosonus
Aug. 12th, 2013 08:37 am (UTC)
Не знаю, даже какие бы у меня были впечатления, прочти я "Волшебную гору" в 17 лет. Может быть, без этого негативного опыта мне понравилось бы... Впрочем, я об этом уже не узнаю.
Скажи, пожалуйста, неужели тебя не раздражало, или хотя бы не "поцарапало" поведение и мысли Ганса? Просто на уровне ощущений, что "что-то не то".
bukogolik
Aug. 12th, 2013 03:28 pm (UTC)
Сложно уже сказать прямо со стопроцентной уверенностью, но воспоминаний об этом не осталось. Помню только ощущение завороженности самим повествованием и как там время текло. И мадам Шоша :)
ros360
Aug. 17th, 2013 01:04 pm (UTC)
Юношеская бескомпромиссность - то проблема. Как говорил старина Мефистофель, "Ступай, чудак, про свой талант трубя. / Что б стало с дерзостью твоей бахвальской, /Когда б ты знал: нет мысли мало-мальской, /Которой бы не знали до тебя". Но дальше он добавляет: "Разлившиеся реки входят в русло: /Тебе перебеситься суждено. /В конце концов, как ни бродило б сусло, /В итоге получается вино".

Возможно, Манн имел в виду, что без "брожения" невозможно получить "вино". Или, наоборот, что некоторые до стадии "вина" не доходят? Интересно будет почитать.
neosonus
Aug. 18th, 2013 04:53 am (UTC)
Даже не думала с этой точки зрения о произведении... Спасибо за интересную мысль. Очень мудрый подход. Порой мне не хватает твоей терпимости по отношению к книгам.
( 18 заявки — Оставить заявку )