?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хосе Села Бывает же такое. Совершенно случайно выбираешь следующую книгу для чтения. И через какое-то время, когда пытаешься осмыслить и понять ее, совершенно случайно в руки попадает другая книга. Книга, которая оказывается предысторией этой. Написанные на разных языках, совершенно разными авторами, они рассказывают историю одной страны. И как это не абсурдно звучит, одна дополняет другую. Помогает лучше понять, погружает в нужную атмосферу. И если хотите - открывает глаза на давно забытое прошлое, то, что осталось в памяти столбиком сухих цифр, коротким списком потерь и итогом – диктатура Франко. Много ли мы знаем об этом?Речь идет о романах «Семья Паскуаля Дуарте» и «По ком звонит колокол».

Камило Хосе Села и Эрнест Хемингуэй писали свои произведения в 40 годы. Писали по-разному. Писали о разном. Хемингуэй писал о самом начале Гражданской войны в Испании. Хосе Села писал о том времени, когда она закончилась, когда стихли выстрелы, и люди получили наконец долгожданные спокойствие и мир. И сейчас я хочу рассказать именно о первой книге, о «Семье Паскуаля Дуарте». Книге, которую я прочла первой. И как сейчас оказалось совсем не поняла и не оценила произведение великого испанского писателя.


Когда не знаешь контекста, а об испанской гражданской войне я действительно знаю ничтожно мало, роман Хосе Села воспринимается совершенно по другому. Я прочла его, скучающая и сытая vaca, лениво перелистывая страницы, и ни черта не понимая. Мне казалось, что я просто читаю о жизни какого-то испанского болота. Я видела очевидное – деревню, в которой все мужчины только и делают, что пьют и дерутся, где у молодого человека одна дорога – тюрьма. И этим никого не удивишь, скорее наоборот. Женщины там в молодости – сильные и красивые, а чем дальше, тем больше иссушает их тяжелый физический труд, волосы выцветают, спина сгибается под непосильной ношей, и никогда не узнаешь сколько же лет этой старухе, что идет с палкой вдоль дороги. Дети в этой деревне рано умирают – от сквозняков, от свиней, что живут тут же в доме, от болезней. Это гиблое место, где никто не бывает счастлив. Полуживотное, полунищее существовавание. И история главного героя логична. Ну и что же тут могло тронуть меня? Такие трущобы есть везде. В Японии (как хорошо об этом написано у Накагами Кендзи в «Береге мертвых деревьев»), в России (и даже читать ничего не нужно – просто уехать на 100 кл. от любого районного центра в области), в Америке (на вскидку не могу вспомнить названия). Да хоть где. И этот роман какого-то испанца (которого я до этого не читала) ничего нового не открывает для меня. Ну да, такое бывает. И в Испании тоже. así es la vida – скажем знакомое «такова жизнь» по-испански, отдавая дань автору.

И вот сейчас, через неделю, читая Хемингуэя, который рассказывает о Гражданской войне, о том, как умирали люди, как республиканцы избивали цепями и серпами своих односельчан-фашистов, сбрасывая трупы в пропасть, как гнев, ярость, боль потери превращала человека в зверя… Сейчас я совершенно по иному воспринимаю Хосе Села. Ведь он писал о том времени, когда эта жестокая гражданская война закончилась. Хеменгуэй рассказывает как мечтали простые испанцы о мирном времени, как боролись они за свои идеалы, каким они видели свое будущее. Жить мирно, в маленькой деревне, в своем доме с женой и ребенком было для них несбыточной мечтой. Несбыточной, потому что уже через несколько дней все, что они получали это собачья смерть в горах. И вот – пожалуйста. 1948 г. Война уже как 9 лет закончилась. Они получили свою свободу. Счастливы они теперь? Те, кто дожил до этого времени. Те, кто не вошел в статистику убитых – 450 тыс. человек – 5% от довоенного населения. И вот когда ты задаешь эти вопросы, то понимаешь, что это роман удар. Это история, от которой слезы наворачиваются. Потому что все, что остается, это оплакивать напрасные надежды…

Роман Камило Хосе Села читается буквально за 3 часа. И если вы не поленитесь, и перед этим прочтете хоть что-то о гражданской войне в Испании, чем то, что вы помните за школьный курс истории, я обещаю, что «Семья Паскуаля Дуарте» не оставит вас равнодушным. Не повторяйте чужих ошибок.

Comments

sibkron
Jul. 24th, 2013 12:36 am (UTC)
Меня, пожалуй, и так не оставит равнодушным:) Обычно по мере чтения пытаюсь гуглить. Тем паче, что Камило Хосе Села - нобелевский лауреат. А Нобелевских у меня пока ни одного не моего автора не было. А читал я их уже не мало.
neosonus
Jul. 24th, 2013 06:53 am (UTC)
Так в этом вся особенность, что нет там прямых указаний на какие-либо исторические события. Вообще ничего. Т.е., о революции или гражданской войне ничего не говорится. Поэтому и не думаешь о событиях в таком контексте. Читаешь обычную бытовую историю.
А вообще, конечно, понимаю. Я тоже когда читаю. Ищу дополнительно информацию. А Нобелевский лауреатов я не особо отслеживаю. Во всяком случае целенаправленно никогда не читала.
sibkron
Jul. 24th, 2013 07:13 am (UTC)
>>А Нобелевский лауреатов я не особо отслеживаю.

Не отслеживаете, потому что читаете по настроению, сегодня классик, завтра женский роман, послезавтра ещё кто-нибудь. Не буду критиковать такой способ чтения, каждому своё:) Лично я придерживаюсь утилитарного принципа чтения и отсеиваю ненужных мне авторов на этапе выбора. Зато у меня КПД чтения повысился до 60-70 %. Раньше я за год еле десятку впечатливших произведений собирал, а сейчас от 20 до 30 при объеме 40 в год.

А поводу гражданской войны в Испании. Я, видимо, буду в той же ситуации, что и вы, потому что испанцев, особенно начала прошлого века как-то удивительно мало читал. И с Хемом познакомился впервые, причем сразу с последним романом (на африканскую тему).

Кстати, могу порекомендовать замечательный фильм Алекса де Ла Иглесиа "Печальная баллада для трубы". Там как раз поднята тема - каково влияние гражданской войны 1937 года и франкизма, в целом, на человека.

Edited at 2013-07-24 07:16 am (UTC)
neosonus
Jul. 24th, 2013 02:24 pm (UTC)
Вы заинтересовали меня своим представлением о книжном КПД. Никогда не смотрела на выбор своих книг столь прагматично. Меня мой способ выбора книг вполне устраивает. Поэтому захотелось посмотреть на сколько он эффективен. Ради такого посчитала) В прошлом году я прочла 54 книги из них произведений, которые меня впечатлили и стали любимыми, я насчитала 37, т.е. 69%. В 2011 при таком же количестве прочитанных книг, мне очень понравилось 30 книг, т.е. 56%. в 2010 из 55 прочитанных книг, особое впечатление произвели 42 книги, т.е. 76%. Получается, что мы с вами, используя кардинально различные подходы к выбору книг, имеем примерно одинаковые результаты.
Но я хочу сказать, что оставшиеся проценты все равно для меня много значат, если бы у меня был выбор я бы все равно прочла бы их. Ведь, хорошее познается в сравнении. Возможно это тоже своего рода принцип утилитарности. Ведь я считаю такие "неудачные" книги полезными для себя. Они расширяют мой кругозор.
Спасибо за рекомендацию фильма, я очень хочу его посмотреть в свете прочитанного.

Edited at 2013-07-24 02:30 pm (UTC)
sibkron
Jul. 25th, 2013 12:39 am (UTC)
Я согласен, что у нас с вами результаты те же. Правда, ваш метод мне бы не подошел. Если любишь сложное, то и выбирать приходится сложнее. У меня процент КПД снижается за счет некоторых авторов, которых читают библиографиями (например, Генри Миллер или Федор Достоевский) и за счет новых авторов.

По сути вы правы, я бы тоже выбрал именно те, что выбрал. А выбор и результат...главное, чтобы читателя устраивал:)