?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кундера Милан Кундера представлялся мне чем-то очень серьезным. Философия – вот первая ассоциация с его именем. Поэтому я малодушно откладывала знакомство с ним. Но как обычно это со мной бывает сложное на поверку оказывается самым простым, явным, тем что бросается в глаза каждый день и упорно не замечается… Оказывается этот чешский писатель пишет просто, близко, узнаваемо, и так точно…

двойственность. Вот ключевое слово этой книги. Кундера начинает свою книгу именно с этого – с разговора о двойственности. Его экзистенциальный разговор, его философские рассуждения о тяжести и легкости, о том, как можно расценивать их – положительно или негативно уже закладывают основу следующего текста. Текста о двойственности.

То, что нас преследует всю жизнь. То, что является настолько неотъемлемой ее частью, что мы уже не в состоянии говорить об этом серьезно. Это же так избито. В каждом человеке два начала, в каждом споре две правды, в каждой ситуации два варианта событий. Как минимум. Чаще всего мы способны признавать эти избитые и уже пошлые в своей избитости речи, но и только. Мы можем заявить, что способны поставить себя на место другого. Но так ли это? Попробуйте ответить на этот вопрос. И сможете ли вы ответить на него объективно?

Я не знаю, в какой именно момент чтения книги приходит это понимание. Но это удивительное чувство. Это озарение. Это узнавание истины, доставляет беспредельное удовольствие. И сама истина здесь не в двоичности, двоякости – та линия, которая является одной из основных, и которая так сразу покорила меня. А в какой-то глубине понимания сути вещей и событий. Возможно ли поверить этому заявлению на слово? Или нужно попытаться привести пример? Даже не знаю, насколько это осуществимо. Ведь это понимание мое. Оно зародилось именно благодаря тому, какая я есть. Читая Кундеру, я еще раз поняла простую истину – все наши субъективные мнения, наши идеи – неразрывно связаны с нашей историей. С тем где мы родились, кто нас воспитывал, что нас окружало до этого момента. И возникает вопрос – а нужно ли пытаться что-то объяснять мне, с моей колокольни – вам, с совершенно другими взглядами и представлениями?

Читая Кундеру хочется рассуждать. Хочется думать. Хочется не просто мыслить,но работать этой мыслью. Хочется складывать в голове кусочки пазлов тех суждений, взглядов и теорий, которые до этого просто летали в голове, но теперь (наконец-то) понимаешь, что в состоянии сложить их воедино.

«Лишь самые наивные вопросы по-настоящему серьезны. Это вопросы на которые нет ответа». Читая Кундеру, и задавая себе эти наивные и очевидно простые вопросы, я совершенно не испытываю стыда за них. Общепринято думать, что взрослый человек не должен предаваться таким глупостям. Это внутренняя работа проделана уже давно, и подростковый период самопознания пройден каждым из нас. Да, я хорошо помню тот период, когда задавалась этими философскими вопросами. И да, я тоже считала, что свой ответ на них у меня уже есть. К чему опять ворошить сомнения, и ставить под вопрос, результат мучительного выбора? Но Эта книга – так ясно, и так ненавязчиво, так невыносимо легко оказалась способной задать их совсем под другому. И как оказалось, я и сама хочу ответить на них по другому.

Многословие. Многословие. Один из героев «Невыносимой легкости бытия» чувствовал себя погребенным под текстами, буквами, словами и формулировками. Как если бы ты оказывался в ворохе ненужных и бессмысленных фраз и в итоге оказался его заложником. Без всякого шанса на настоящее существование. Одна из главных героинь ни во что не ставила литературу, потому что обнажение самого себя словно истончает душу человека. Он теряет себя и становится кем-то другим. Позиция над которой хочется задуматься не правда ли? … Да, я слишком многословна. В отличие от лаконичного писателя. Но это мой способ думать – письменный. И на деле мыслей гораздо больше, чем на этих сантиметрах электронного текста…

Да, в который раз я ничего не говорю о сюжете. Но теперь, в большей степени чем когда-либо, я задаюсь вопросом – а насколько верно судить о книге по ее сюжету? Имеем ли мы право решать – читать или не читать книгу, ознакомившись лишь со скупым описанием имен героев и их поступков на обложке книги? Согласитесь, мы редко ценим книгу исключительно за один сюжет. Идея основа, но она не является тем единственным столбом на котором держится дворец (пусть эта метафора Кундеры была сказана о другом, но сейчас именно она как нельзя более точно выражает мои мысли). И потом разве не скучно прочесть о книге лишь ее сюжет? С другой стороны, объективности ради нужно заметить, что большинство читателей выбирает книги именно по этому критерию и кто я такая чтобы судить… Так или иначе, лично для меня гораздо большее значение имеет тот самый подтекст, что несет в себе сюжет. И «Невыносимая легкость бытия» лишнее тому подтверждение.

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
ros360
Jul. 23rd, 2013 06:20 pm (UTC)
У меня давно эта книга стоит в списке на покупку. На самом деле, иногда кажется, что многих бед могло бы избежать человечество, если бы люди поняли, что у каждого своя правда, а их "единственная, истинная" может оказаться миражом. И точки бифуркации есть, и сомнения, которые одного и того же человека заставляют делать противоположные вещи. Да что там говорить.
neosonus
Jul. 24th, 2013 06:59 am (UTC)
Я тоже все хотела бумажный вариант, но в итоге прочла электронный. Говорят, что именно с этого произведения нужно начинать знакомство с Кундерой. Во всяком случае, мне действительно очень хочется и дальше его читать... Он пишет о том, что писатель так или иначе говорит о себе. В таком случае, мне должны понравится все его книги.
( 2 заявки — Оставить заявку )