NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Джек Лондон "Мартин Иден"

Лондон Иден Когда я читаю рецензии на «Мартина Идена» то не вижу большого разнообразия мнений. Большинство пишут о его несчастной любви. Об этом вечном конфликте двух разных людей. Ограниченной, приземленной женщины, которой нужны деньги, стабильный доход и почва под ногами, и одухотворенного, умного, поэта-романтика мужчины, который бросает к ее ногам все звезды. Пишут о столкновении буржуазной, прогнившей, фальшивой среды и простой, честной, прямой жизни бедных людей. Пишут о саморазвитии, достижениях Мартина. Человека, который сделал себя сам, который достиг недостижимого, который способен был без сна и еды, работать как проклятый ради своей мечты. Не знаю, для меня все эти темы не суть интересны. Любовь? Да, конечно, конфликт Мартина и Руфи повод для споров, но к чему обвинять или защищать кого-то, если свою оценку автор оставил на поверхности, а остальное – это уже наши взгляды, наш опыт, и здесь нет правильного и не правильно мнения. Прогнившая буржуазия? Но если кто-то читал роман внимательно, то заметил, что и жизнь так называемых «простых людей» описана негативно. Животное, скотское существование, когда человек не способен думать ни о чем другом, кроме как еда и отдых. Жизнь, в которой только алкоголь способен хоть как-то отвлечь человека от изнуряющего труда. Жизнь, в которой эмоции притупляются, а способность любить и сочувствовать атрофируется. Саморазвитие? Да. Книга, безусловно, вдохновляет, но опять же является одной стороной медали. Той самой другой стороной, которой явился трагичный конец. Поэтому лично меня интересует другое, как оценивать Мартина Идена – победителем или пораженцем?

Что мы понимаем под победой? Конечно, это победа над чем-то или над кем-то. Превзойти обстоятельства, победить самого себя, свою лень, свои физические возможности. Вырваться из замкнутого круга своего окружения. Добиться денег, славы, любви, уважения. Мартин Иден словно создан для иллюстрации этого слова – победа. Но так ли это очевидно учитывая конец? И можно ли перечеркнуть все достижения человека, если в какой-то момент, он сам опускает руки и отказывается от всех регалий? Джек Лондон словно описал две противоположные точки развития человека, высший пик развития человека, величие его духа, свет. И самую низшую точку – падение духа. Не физически, тогда, когда он физически работал столько, что не был способен не читать, не писать, не даже думать. А именно падение его духа, когда им овладела апатия, безразличие. Когда он просто отключался от этого мира, едва закрыв глаза. Когда им овладело презрение, отвращение ко всем и всему что его окружало. Когда ни чего не хочешь, даже просто жить. Что это как не символ поражения?

Конечно, я всегда признаю двоякость. Я не могу поставить только знак плюс или минус, определить черное или белое там, где мы видим целую палитру цветов. Так и здесь я не считаю себя в праве как-то осудить человека, который добился столь многого. И можно ли его винить в том, что он в итоге разочаровался в своих целях, в своей мечте?

Что было бы правильным? Принять жизнь, такой как она есть, и дальше зарабатывать деньги, писать, жениться на той влюбленной в него девушке? Но что есть такой выбор как ни цинизм? Мне кажется, что каждый раз, когда человек разочаровывается в чем-то, когда он соглашается на меньшее, он становится циником. И ведь в итоге, мы ценим именно таких вот, не успевших разочароваться людей, искренних, непосредственных, бурных в выражении своих эмоции. Они словно заряжают нас циничных, спокойных и уравновешенных людей своей энергией. Любовь к жизни – вот самое яркое отличие, бросающееся в глаза. Поступок главного героя, это максимализм. У некоторых людей органическое неприятие цинизма. Наверное, они просто не умеют с ним жить. Он как яд отравляет им жизнь.

Поэтому для меня Мартин Иден не победитель, и не пораженец. Для меня он наивный идеалист, который не смог пойти на компромиссы с этим обществом. Он не смог принять чужие правила игры, и тем самым подписал себе приговор. И пусть это понимание пришло к нему не сразу, но так или иначе он оказался там, где должен был. В отправной точке. Там, где нет места ни для какого цинизма.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments