?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лондон Иден Когда я читаю рецензии на «Мартина Идена» то не вижу большого разнообразия мнений. Большинство пишут о его несчастной любви. Об этом вечном конфликте двух разных людей. Ограниченной, приземленной женщины, которой нужны деньги, стабильный доход и почва под ногами, и одухотворенного, умного, поэта-романтика мужчины, который бросает к ее ногам все звезды. Пишут о столкновении буржуазной, прогнившей, фальшивой среды и простой, честной, прямой жизни бедных людей. Пишут о саморазвитии, достижениях Мартина. Человека, который сделал себя сам, который достиг недостижимого, который способен был без сна и еды, работать как проклятый ради своей мечты. Не знаю, для меня все эти темы не суть интересны. Любовь? Да, конечно, конфликт Мартина и Руфи повод для споров, но к чему обвинять или защищать кого-то, если свою оценку автор оставил на поверхности, а остальное – это уже наши взгляды, наш опыт, и здесь нет правильного и не правильно мнения. Прогнившая буржуазия? Но если кто-то читал роман внимательно, то заметил, что и жизнь так называемых «простых людей» описана негативно. Животное, скотское существование, когда человек не способен думать ни о чем другом, кроме как еда и отдых. Жизнь, в которой только алкоголь способен хоть как-то отвлечь человека от изнуряющего труда. Жизнь, в которой эмоции притупляются, а способность любить и сочувствовать атрофируется. Саморазвитие? Да. Книга, безусловно, вдохновляет, но опять же является одной стороной медали. Той самой другой стороной, которой явился трагичный конец. Поэтому лично меня интересует другое, как оценивать Мартина Идена – победителем или пораженцем?

Что мы понимаем под победой? Конечно, это победа над чем-то или над кем-то. Превзойти обстоятельства, победить самого себя, свою лень, свои физические возможности. Вырваться из замкнутого круга своего окружения. Добиться денег, славы, любви, уважения. Мартин Иден словно создан для иллюстрации этого слова – победа. Но так ли это очевидно учитывая конец? И можно ли перечеркнуть все достижения человека, если в какой-то момент, он сам опускает руки и отказывается от всех регалий? Джек Лондон словно описал две противоположные точки развития человека, высший пик развития человека, величие его духа, свет. И самую низшую точку – падение духа. Не физически, тогда, когда он физически работал столько, что не был способен не читать, не писать, не даже думать. А именно падение его духа, когда им овладела апатия, безразличие. Когда он просто отключался от этого мира, едва закрыв глаза. Когда им овладело презрение, отвращение ко всем и всему что его окружало. Когда ни чего не хочешь, даже просто жить. Что это как не символ поражения?

Конечно, я всегда признаю двоякость. Я не могу поставить только знак плюс или минус, определить черное или белое там, где мы видим целую палитру цветов. Так и здесь я не считаю себя в праве как-то осудить человека, который добился столь многого. И можно ли его винить в том, что он в итоге разочаровался в своих целях, в своей мечте?

Что было бы правильным? Принять жизнь, такой как она есть, и дальше зарабатывать деньги, писать, жениться на той влюбленной в него девушке? Но что есть такой выбор как ни цинизм? Мне кажется, что каждый раз, когда человек разочаровывается в чем-то, когда он соглашается на меньшее, он становится циником. И ведь в итоге, мы ценим именно таких вот, не успевших разочароваться людей, искренних, непосредственных, бурных в выражении своих эмоции. Они словно заряжают нас циничных, спокойных и уравновешенных людей своей энергией. Любовь к жизни – вот самое яркое отличие, бросающееся в глаза. Поступок главного героя, это максимализм. У некоторых людей органическое неприятие цинизма. Наверное, они просто не умеют с ним жить. Он как яд отравляет им жизнь.

Поэтому для меня Мартин Иден не победитель, и не пораженец. Для меня он наивный идеалист, который не смог пойти на компромиссы с этим обществом. Он не смог принять чужие правила игры, и тем самым подписал себе приговор. И пусть это понимание пришло к нему не сразу, но так или иначе он оказался там, где должен был. В отправной точке. Там, где нет места ни для какого цинизма.

Comments

( 12 заявки — Оставить заявку )
cooper_my
Jul. 13th, 2013 05:34 pm (UTC)
Я думаю, что драма Идена так-таки и заключается в том, что он не вписался в систему ценностей чужого класса. Став победителем, перебравшись из одного класса в другой, он проиграл в том, что остался собой.

Иными словами, это тоже самое, если в наше время мальчика, вышедшего из скромной интеллигентной семьи, посадить на рейндж ровер и поместить его в общество успешных бизнесменов средней руки, у которых высшей ценностью являются понты. Мало кто такое выдержит, не изменив себе и не став таким же.

neosonus
Jul. 14th, 2013 04:05 pm (UTC)
Да, конечно, вы правы в этом и заключается его главная драма. Но почему-то в большинстве случаев я встречаю или кардинальные хвалебные оды в честь его целеустремленности, или безоговорочные обвинения в слабохарактерности. Я в общем-то не читала серьезной критики на эту книгу. Видимо в этом моя ошибка, и об этом уже много раз сказано до меня.
lo_mar
Jul. 14th, 2013 07:28 pm (UTC)
Мартина Идена читал давно, по мне, его драма в том, что он потерялся. Такое бывает: человек мчится, мчится, как ему кажется, куда-то к лучшему... Однако по достижении цели неожиданно выясняется: на вершине горы все тоже самое, только дальше ему двигаться некуда -- цель достигнута. И тут есть варианты. Иден выбрал свой -- я считаю, что имеет право
neosonus
Jul. 15th, 2013 08:10 am (UTC)
да, конечно, имеет право. И вот как оценивать такую ситуацию - если ты достиг своей вершины горы, разочаровался и отказался от всего вообще - победа или поражение?
lo_mar
Jul. 15th, 2013 09:48 am (UTC)
я бы задал другой вопрос: а зачем вообще оценивать? что скажешь?
neosonus
Jul. 15th, 2013 03:45 pm (UTC)
наверное потому, что мы неизбежно все оцениваем. Человеческое свойство, если хочешь. С другой стороны, оценка служит своего рода маячком на карте собственных ценностей и моральных устоев. ты словно пытаешься определить для себя пунктиром тот путь по которому ты хочешь или не хочешь двигаться. Или во всяком случае теперь ты знаешь, что будет если пойти в этом направлении. Безусловно, считать, что все на свете можно охарактеризовать словами "плохо" или "хорошо" безумна, и говорит лишь об ограниченности человека. Но с другой стороны, внутри себя мы всегда задаем этот вопрос. Не так ли? Просто максималисты ставят его ребром, а более гибкие и толерантные люди оставляют варианты для трактовки... Наверное так.
lo_mar
Jul. 15th, 2013 03:55 pm (UTC)
вот сразу начну спорить: мы оцениваем не все и не всегда. Человеческое свойство -- субъективность в оценке, это да) я полагаю, что мы оценивает только значимые для себя вещи, события, знакомства, книги, фильмы и т.д. мимо остального мы проходим, даже нередко не замечая
neosonus
Jul. 16th, 2013 12:06 pm (UTC)
а вот почему ты считаешь, что то, мимо чего мы прошли осталось без оценки? Вспомни себя в детстве или в подростковом возрасте. Мне кажется именно тогда мы и оценивали эти простые вещи, а теперь просто пользуемся старыми формулировками, или просто не обращаем внимания, потому что давно уже сложили свое мнение по данному вопросу.
lo_mar
Jul. 16th, 2013 08:18 pm (UTC)
может быть) дарлинг, я лишь высказал мнение))) не хотел тебя обидеть -- наверное, я был категоричен, прости
neosonus
Jul. 17th, 2013 11:23 am (UTC)
Ты абсолютно меня не обидел! Я очень люблю спорить, и в таких моментах когда есть такая возможность - пользуюсь ей)) Особенно люблю спорить с умными людьми.
ros360
Jul. 17th, 2013 05:08 am (UTC)
У Лондона довольно много таких героев-максималистов, которые идут до конца, но не могут вынести поражение, некоторые даже кончают с собой. Наверное, это не описание общества, а просто стиль такой. Романтизм Дикого Запада, я бы сказал за незнанием лучшего обозначения.
neosonus
Jul. 17th, 2013 11:32 am (UTC)
Я его не так хорошо знаю. Читала "Лунную долину" и несколько рассказов из серии "Потерявший лицо" и еще какие-то рассказы в школе, название и сюжет которых напрочь вылетели из головы. Поэтому не могу с тобой согласиться или не согласиться. Доверюсь мнению:) В принципе то, что все герои похожи друг на друга было бы логичным. Ведь часто писатели пишут о том, что им хорошо известно, и именно такие произведения получаются лучше всего.
( 12 заявки — Оставить заявку )