?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВайсенштайнерКонстанца Моцарт, Кристиана Гёте-Вульпиус, Козима Вагнер, Милева Эйнштейн, Альма Малер-Верфель и как достойное завершение книги – Катя Манн.  Пожалуй, именно последняя история, биография жены Томаса  Манна как нельзя лучше демонстрирует  замысел автора. Облик женщины которая была верной спутницей жизни гения, всегда поддерживала и помогала, занималась домом  и многочисленным потомством, будучи верным другом своим детям. Терпеливая, основательная, мудрая.  Она выслушивала его новые работы, вела всю деловую переписку, представляла его интересы в общественных организациях. Она была тенью мужа. Была его менеджером, секретарем, ассистентом.  И, когда понимаешь, как много она делала для него, как многое от нее зависело, становится ясно, что жена это если не залог успеха, то без сомнения его опора. Умная, целеустремленная, энергичная женщина – она по настоящему смогла проявить себя лишь после смерти мужа. Но лишь потому, это был ее выбор. Ее решение. Не все жены гениев были такими. Не у всех хватало терпения и мужества. Но, так или иначе, каждая из них сыграла свою роль в жизни великого человека. В большей или меньшей степени.  «Теперь у тебя одно предназначение – делать меня счастливым!» - вот они – ключевые слова этой книги. Жены гениев, шесть имен, шесть разных характеров, но одно предназначение – служить ради счастья своего супруга.

Читать эту книгу (а точнее слушать – очередной удачный опыт с аудио форматом) было очень интересно. По многим причинам. Интересно, какую на самом деле роль играли жены в жизни своих мужей. Интересен был их образ мысли, погружение в ценности  XVIII - XIX веков, в быт, в семейные проблемы, которые всегда одни и те же – тем более приятно их узнавание. Выдержки из любовных писем придавали легкий флер романтики, заверения в вечной любви, и зачастую холодное пренебрежение в последующем – подтверждали циничные  выводы о непостоянстве мужчин.  Во все времена необразованные, недалекие, нервные жены, занимающиеся дома детьми, вызывали у мужей отчуждение и чувство «непосильного ярма». И как обычно трудно сказать, кто больше виноват в этой ситуации – сама женщина, что не занималась самообразованием, своей красотой, своим духовным развитием, или мужчина, который проявляет «черную» неблагодарность, забывая о том, что женщине трудно занимать всем вышеперечисленным и параллельно вести дом и воспитывать детей. Все гении без исключения испытывали материальные трудности в большей или меньшей степени, и все в этот момент считали должным самопожертвование жены. Да, теперь у тебя одно предназначение…

По поводу того, что же представляли из себя сами гении, их сумасбродства, их домашний облик – все это любопытно постольку, поскольку делают холодный и далекий образ более близким и человечным. Более живым. И хочется послушать Вагнера и Моцарта, читать Гете и Манна. И воспринимать звуки и слова уже по-другому. В другом контексте. В другом диапазоне.  Я не хочу описывать выходки Моцарта или Эйнштейна, которые неоднократно цитировали в связи с этой книгой и которые выглядят как дешевая реклама книге. То, что кто-то прыгал по столам, а кто-то был в постели полный ноль, не имеет никакого значения в общем замысле книги. Она ведь совсем о другом. И главные герои здесь другие.