?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вересаев войнаК моему стыду русско-японская война была для меня лишь набором дат и событий. Ряд ассоциаций - «Маленькая победоносная война» Плеве – Мукден – Цусима – Порт-Артур – Портсмут – «граф Полусахалинский» Витте – революция. Вот и вся война. Ах, ну конечно, еще список причин поражения, который я строго спрашиваю с детей. Вот в такие моменты и, правда, стыдно. Никогда я не читала об этой войне больше чем нужно было. Никогда не задумывалась о том, что стоит за датами и событиями. И при всем моем внимании к Первой и Второй Мировой, я вот так вот совершенно ничего не читала о русско-японской. И, конечно, когда о чем-то читаешь «в первые» это особенно интересно. Но больше всего книга понравилась мне не этим. А тем, как Вересаев рассказывает об этой войне. Для меня это было просто ошеломляюще. Конечно, я знала прекрасно о нашей безалаберности, о лени, о продажности, о том, что бюрократия у нас не первое столетие цветет пышным цветом, но в таких масштабах!! Узколобые, ничего не видящие дальше своего носа чинуши, бессмысленные, абсурдные, непоследовательные, неэффективные, абсолютно неконструктивные приказы. Глупость и еще раз глупость….

Вересаев рассказывает об этой войне с самого начала максимально подробно. О том как она начиналась, какие настроения были в обществе. О том, как его призвали, как он ехал на фронт. Он рассказывает лишь о себе, о том, что слышал и видел «со своей колокольни». Но вряд ли он мог рассказать больше! Рассказ Вересаева просто повергает в ступор. Как? Как такое возможно?! Масштабы неразберихи просто потрясают. Некоторые факты врезаются в память как анекдоты. Вот, например, знали ли вы, что еще в течении 2 лет после войны на Дальний Восток приходили теплые вещи для солдат, когда во время самой войны все отчаянно мерзли? Или о том, что поезда на ж/д в разгар боевых действий не ходили, потому что мешали спать великому князю? Круто, правда? Зачем солдаты, припасы и медицинская помощь фронту, когда человеку тут спать хочется по ночам!

Вересаев не просто пишет о происходящем, он  пишет об этом как адекватный человек. Как человек, который не смотря на то, что родился и вырос в России, тем не менее удивляется, не понимает, и главное не принимает эти порядки. Он вынужден принимать чужие правила, ему приходится подчиняться глупым приказам. Но, во всяком случае, он не подстраивается, не урывает себе кусок, не лебезит и не пресмыкается.   

Да, это книга о войне, но все-таки в первую очередь она о России. О том, какие мы все на самом деле. И как бы не плевался, не отворачивался, не осуждал – глядя правде в глаза, нужно признать – мы так же как Вересаев живем среди таких же людей. Возможно, глупых решений властьимущих стало несколько меньше. Но вот намного ли?

Comments

( 14 заявки — Оставить заявку )
sveta_k
Nov. 21st, 2012 02:18 pm (UTC)
очень интересно! надо будет почитать, спасибо!
neosonus
Nov. 21st, 2012 03:29 pm (UTC)
книга правда очень интересная! Я ее прочла недели 2 назад, эмоции притупились, и передать насколько книга увлекает не получилось. Но я уверена, стоит только начать)) И она небольшая по объему - буквально проглатывается:)
volga_57_volga
Nov. 21st, 2012 04:15 pm (UTC)
Интересно. Почитаю. Давно уже читала Порт-Артур Степанова(?) 2 тома. Запомнилось как Стесселя японцы вывозили когда он Порт Артур сдал. В частности кровать с болдахином. Это, наверное, он как раз он спал? Всегда детям рассказываю на уроке. И о судьбе Стесселя потом.
neosonus
Nov. 21st, 2012 04:26 pm (UTC)
насколько я понимаю там просто шла речь о поездке великого князя, Порт-Артур еще стоял. Я вот сто раз слышала и видела этот двухтомник, но все никак не возникало желания прочесть. А сейчас после Вересаева желание огромное. Обязательно прочту.
egor_13
Nov. 22nd, 2012 12:09 am (UTC)
У Степанова все-таки в большей степени беллетристика, чем у Вересаева и тем более в мемуарах.
neosonus
Nov. 22nd, 2012 11:01 am (UTC)
Да, конечно, беллетристика проиграет на таком фоне, с другой стороны мне даже в голову ничего на эту тему больше не приходит.
egor_13
Nov. 22nd, 2012 12:03 pm (UTC)
Беллетристика-то не проиграет, она выиграет... и проиграет ;)
belka_l77
Nov. 21st, 2012 04:46 pm (UTC)
я и от его рассказов не о войне, а просто - о деревне, о работе врача, тоже была в шоке.
neosonus
Nov. 22nd, 2012 11:02 am (UTC)
Да, меня многое именно поражает. У меня дома есть еще его сборник рассказов, обязательно буду читать, а вообще очень даль, что он не так много написал...
ros360
Nov. 21st, 2012 05:43 pm (UTC)
Вот поэтому и я с некоторых пор читаю мемуары и прочие воспоминания конкретных людей о великих событиях. Они могут ошибаться, не знать каких-то фактов, но общая картина становится яснее, а обилие фактов даёт почву для интерпретации.
neosonus
Nov. 22nd, 2012 11:04 am (UTC)
Полностью согласна. И вот даже удивительно, ведь один единственный человек это так мало в общей панораме, а оказывается, что в итоге узнаешь гораздо больше, понимаешь больше, и проникаешься как-то... Я теперь по другому совсем смотрю на мемуары.
sunny_30
Nov. 22nd, 2012 05:09 am (UTC)
а я читаю на эту тему " 3 возраста Окини-Сан". примерно о том же, плюс про коварство японцев и все это -на фоне истории одной семьи..
neosonus
Nov. 22nd, 2012 11:08 am (UTC)
Спасибо большое за совет. Я даже не слышала об этой книге.
sunny_30
Nov. 22nd, 2012 03:19 pm (UTC)
Пикуль. мне очень нравится. целая сага о русских и японцах
( 14 заявки — Оставить заявку )