NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

о вечном. не меньше.

в начале августа, когда отпуск подходит к концу, я уже заранее начинаю думать о работе. И хотя в августе работа по большому счету символическая – 6 часов «отсидеть» в лицее ( это не 8-9 уроков, а потом еще готовиться к следующему дню!), и до 1 сентября время есть, я все равно уже мысленно «в процессе». Кстати, заметила некоторую тенденцию. Первое время, когда я работала учителем 1 сентября был для меня даааалеко не праздник. Я себя чувствовала примерно как смертник, вдыхающий свой последний глоток воздуха перед тем как нажать кнопку. Короче мне было как-то немного грустно и тоскливо, и безнадежно. И даже страшновато немного. Впрочем, не удивительно. Я же вообще детей боялась как огня, когда в универе училась. И вот в последние годы я понимаю, что я жду этот день. Я его очень жду. В прошлом году, у меня вообще странное чувство было, когда я в этот день была похожа на какую-то маньячку – так мне хотелось обнимать и тискать всех своих детей. Я так соскучилась за лето, что даже сама не подозревала о масштабах. И когда на первых уроках лучезарно объявляла об этом, некоторые даже не поверили))) Ну самые шумные:) (хотя я по ним тоже очень-очень соскучилась). Вот меня спрашивают периодически какой класс я люблю больше, и вот только сейчас – летом я отчетливо ощущаю, что всех люблю. У меня все дети очень хорошие. Короче на работу хочу)))) Ну так вот. Речь вообще не об этом. А о парочке мыслей из книги Шоу.


Главный герой романа «Хлеб по водам» (учитель истории, кстати) пишет в конце о том, что вот у него снова появился смысл учить – среди серой массы бестолочей появился один – думающий. Читающий, умный, рассуждающий. И вот он пишет о том, что в принципе он всю свою жизнь работал учителем так – пока хотя бы 1 человеку из аудитории нужен предмет, у него есть смысл работать дальше. Но, потом он с грустью вопрошает – а зачем ему я? Ну, кто Я в его в жизни? «Он расцветет и без моей помощи, а человек, подобный мне, будет лишь льстить себе напоминанием о том, что в его возвышении есть и заслуга учителя. Я словно зритель, стоящий на обочине и подбадривающий бегуна. А бегун и без меня знает, что он чемпион…». И вот когда я это прочла, я задумалась.

Во-первых, Шоу заставил посмотреть меня на мою работу под другим углом. С точки зрения заслуги. Странно было как-то думать об этом таким образом. Спрашиваться себя – а велика ли моя заслуга? Мне кажется, что так не нужно делать. Не нужно думать о том, что вот благодаря именно мне он достиг… В этом есть какое-то тщеславие. Не знаю. Это как регулярно молиться и ждать, что тебя в рай отправят за усердие. Смысл же молитвы в другом, правильно. Думать о том, что возвышение человека – заслуга учителя…. Глупо, на мой взгляд. Слишком громко сказано. С другой стороны – это сравнение с человеком на обочине, меня тоже не устраивает – слишком отстраненно. Как будто работа учителя некий конвейер, который проносит мимо нас череду «продуктов», а мы просто наблюдаем за этим процессом. Таким образом, возникает вопрос – так какова же роль учителя? В голове просыпаются долгие лекции в универе о теориях Руссо , Монтессори и Макаренко. Столько всего умного в голову в свое время положили аккуратно, и госами закрепили. Только вся эта теория… она чужая. Каждый ведь на этот вопрос сам для себя отвечает. И работает учителем по своим каким-то причинам…

Я впервые поставила этот вопрос перед собой. Какова моя роль? Что я даю. И даю ли я больше чем просто даты и события. Да, с одной стороны каждый день воспитываешь. Каждого по-разному. Но остается ли что-то. Есть ли какой-то след. Где он. Воспитание это такая абстрактная категория. Конечно, линейкой не измерить. Я не думаю, что моя роль так уж велика, но какова она вообще. И интересно, я когда-нибудь смогу адекватно или объективно ответить на этот вопрос… и еще – а не рано ли мне такие громкие вопросы задавать? Я же не так давно работаю в школе. Всего седьмой год. Ох.

Ну собственно рефлексия. Не требующая ответов на риторические (для вас) вопросы. Хотя может быть, вы сможете ответить на подобный вопрос на своем примере? Как вы думаете, учителя сыграли какую-то роль в вашем воспитании? Вот если серьезно. Без патетики.



Tags: между строк..., повседневное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments