?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

о вечном. не меньше.

в начале августа, когда отпуск подходит к концу, я уже заранее начинаю думать о работе. И хотя в августе работа по большому счету символическая – 6 часов «отсидеть» в лицее ( это не 8-9 уроков, а потом еще готовиться к следующему дню!), и до 1 сентября время есть, я все равно уже мысленно «в процессе». Кстати, заметила некоторую тенденцию. Первое время, когда я работала учителем 1 сентября был для меня даааалеко не праздник. Я себя чувствовала примерно как смертник, вдыхающий свой последний глоток воздуха перед тем как нажать кнопку. Короче мне было как-то немного грустно и тоскливо, и безнадежно. И даже страшновато немного. Впрочем, не удивительно. Я же вообще детей боялась как огня, когда в универе училась. И вот в последние годы я понимаю, что я жду этот день. Я его очень жду. В прошлом году, у меня вообще странное чувство было, когда я в этот день была похожа на какую-то маньячку – так мне хотелось обнимать и тискать всех своих детей. Я так соскучилась за лето, что даже сама не подозревала о масштабах. И когда на первых уроках лучезарно объявляла об этом, некоторые даже не поверили))) Ну самые шумные:) (хотя я по ним тоже очень-очень соскучилась). Вот меня спрашивают периодически какой класс я люблю больше, и вот только сейчас – летом я отчетливо ощущаю, что всех люблю. У меня все дети очень хорошие. Короче на работу хочу)))) Ну так вот. Речь вообще не об этом. А о парочке мыслей из книги Шоу.


Главный герой романа «Хлеб по водам» (учитель истории, кстати) пишет в конце о том, что вот у него снова появился смысл учить – среди серой массы бестолочей появился один – думающий. Читающий, умный, рассуждающий. И вот он пишет о том, что в принципе он всю свою жизнь работал учителем так – пока хотя бы 1 человеку из аудитории нужен предмет, у него есть смысл работать дальше. Но, потом он с грустью вопрошает – а зачем ему я? Ну, кто Я в его в жизни? «Он расцветет и без моей помощи, а человек, подобный мне, будет лишь льстить себе напоминанием о том, что в его возвышении есть и заслуга учителя. Я словно зритель, стоящий на обочине и подбадривающий бегуна. А бегун и без меня знает, что он чемпион…». И вот когда я это прочла, я задумалась.

Во-первых, Шоу заставил посмотреть меня на мою работу под другим углом. С точки зрения заслуги. Странно было как-то думать об этом таким образом. Спрашиваться себя – а велика ли моя заслуга? Мне кажется, что так не нужно делать. Не нужно думать о том, что вот благодаря именно мне он достиг… В этом есть какое-то тщеславие. Не знаю. Это как регулярно молиться и ждать, что тебя в рай отправят за усердие. Смысл же молитвы в другом, правильно. Думать о том, что возвышение человека – заслуга учителя…. Глупо, на мой взгляд. Слишком громко сказано. С другой стороны – это сравнение с человеком на обочине, меня тоже не устраивает – слишком отстраненно. Как будто работа учителя некий конвейер, который проносит мимо нас череду «продуктов», а мы просто наблюдаем за этим процессом. Таким образом, возникает вопрос – так какова же роль учителя? В голове просыпаются долгие лекции в универе о теориях Руссо , Монтессори и Макаренко. Столько всего умного в голову в свое время положили аккуратно, и госами закрепили. Только вся эта теория… она чужая. Каждый ведь на этот вопрос сам для себя отвечает. И работает учителем по своим каким-то причинам…

Я впервые поставила этот вопрос перед собой. Какова моя роль? Что я даю. И даю ли я больше чем просто даты и события. Да, с одной стороны каждый день воспитываешь. Каждого по-разному. Но остается ли что-то. Есть ли какой-то след. Где он. Воспитание это такая абстрактная категория. Конечно, линейкой не измерить. Я не думаю, что моя роль так уж велика, но какова она вообще. И интересно, я когда-нибудь смогу адекватно или объективно ответить на этот вопрос… и еще – а не рано ли мне такие громкие вопросы задавать? Я же не так давно работаю в школе. Всего седьмой год. Ох.

Ну собственно рефлексия. Не требующая ответов на риторические (для вас) вопросы. Хотя может быть, вы сможете ответить на подобный вопрос на своем примере? Как вы думаете, учителя сыграли какую-то роль в вашем воспитании? Вот если серьезно. Без патетики.



Comments

( 17 заявки — Оставить заявку )
hieroglyph_elle
Aug. 5th, 2012 07:27 pm (UTC)
Да. Никогда не забуду любимого учителя.
neosonus
Aug. 6th, 2012 07:53 am (UTC)
спасибо за ответ.
rododendron_ua
Aug. 5th, 2012 08:19 pm (UTC)
А вот что пишет тов. Абэ по этому поводу ;)
"...учителя ведут своеобразную жизнь, все время отравленную грибком зависти...
Год за годом мимо них, как воды реки, текут ученики и уплывают, а учителя,
подобно камням, вынуждены оставаться на дне этого потока. Они говорят о
надеждах другим, но сами не смеют питать надежду, даже во сне. Они чувствуют
себя ненужным хламом либо впадают в мазохистское одиночество, либо
становятся пуристами, к другим проникаются подозрительностью, обвиняют их в
оригинальничанье. Они так тоскуют по свободе действий, что не могут не
ненавидеть свободу действий."
Кобо Абэ "Женщина в песках"

ЗЫ. Сам некоторое время работал преподавателем. По-моему, очень точно написано. Как считаете?
neosonus
Aug. 6th, 2012 07:56 am (UTC)
Re: А вот что пишет тов. Абэ по этому поводу ;)
о, ну я такую точку зрения очень часто встречаю, последний раз у Вальтера. Такое впечатление, что классики вообще ненавидели учительскую лямку, которую им однажды приходилось тянуть. Но я лично не согласна. В смысле для кого-то это, конечно, так - но это для тех, кто не любит свою работу.
А в остальном - спасибо за цитату! Давно хочу Абэ почитать, еще один повод это сделать)
vlada_lad
Aug. 5th, 2012 10:28 pm (UTC)
Да, очень большую сыграли. В школе было несколько хороших, с пониманием, что такое наука. И они сумели передать это понимание тем, кому было интересно.

И сейчас у чады есть несколько хороших преподавателей (хотя на данный момент в дополнительном образовании, а не в школе).
Дружелюбные приятные авторитетные взрослые, которые помогают научиться чем-то нужному.
Как-то так:)
neosonus
Aug. 6th, 2012 08:03 am (UTC)
Спасибо! значит важная роль так или иначе играется, только где-то в науке, а где-то в воспитании... Странная вещь, вообще, как только становишься учителем собственное школьное детство вообще забывается)) Ну, т.е. уже не можешь его адекватно вспоминать.
egor_13
Aug. 6th, 2012 12:26 am (UTC)
Несомненно сыграли.
Правда, даже сейчас не всегда легко понять, какую именно :)
neosonus
Aug. 6th, 2012 07:58 am (UTC)
Спасибо за ответ! Я вот сегодня утром проснулась и подумала, что слишком уж я замахнулась высоко с таким вопросом. В смысле на него, наверное, никто не сможет ответить. Ведь мы не знаем, какими бы мы были если бы не эта школа, а другая, если бы не этот учитель, а другой...
egor_13
Aug. 6th, 2012 09:37 am (UTC)
Ну, кто-то точно сможет. Тем не менее сослагательного наклонения не терпит не только история. К тому же "любимый учитель" чаще всего связано не с преподавательскими, а с человеческими качествами, их анализировать сложнее.

Вот, кстати, что мне подумалось ретроспективно, любопытная такая закорючка. Были вот люди, которые были любимы как преподаватели. Были те из учителей, кто был любимым именно по-человечески. Были такие, кто одновременно представлял из себя и первое и второе. Но! тут есть одно большое НО. Вот последняя категория - они были первым и вторым как-то ПО-РАЗНОМУ, то есть они одновременно были тем, без натяжек, и были этим, тоже без натяжек, но эти две вещи в них не стыковывались воедино. А кое в ком стыковывались и составляли одно целое - у нас в школе таких, пожалуй, не было, но вообще я таких знаю, и это есвиельно большая редкость.
Чтобы проще было понять, о чем речь: вот, предположим, есть такой инструмент, как топор-лопата. С одной стороны у него лезвие топора, с другой - лезвие лопатки. Рубит неплохо, копает тоже неплохо. Или плохо (смотря как сделан). А вот бывает еще и такой топор-лопата, у которого одним и тем же лезвием можно рубить и копать. Вот это (в таком исполнении ,в котром и хорошо копает, и хорошо рубит) - то, о чем я говорю. И точно так же это большая редкость - я только однажды видел инструмент, который отлично с этим справлялся, был он самодельным из какой-то специальной редкой стали, остальные и копают так себе, и рубят тем более.
neosonus
Aug. 7th, 2012 11:14 am (UTC)
Да, я понимаю о чем ты. И по моему, это очень сложно совместить. В принципе даже, я с трудом представляю как у кого-то это получается. Ведь, элементарно - если ты друг, вроде как не можешь поставить два (у человека же там... неважно что, но как пример). А как учитель, ты просто расхолаживаешь, и даешь поблажку за которую потом придется минимум пол года расплачиваться...
sibkron
Aug. 6th, 2012 12:30 am (UTC)
Как мне кажется, тут не только роль в знаниях, которые тебе дают. У нас в школе была довольно харизматичная личность - учительница математики, которая умела заинтересовать в своём предмете даже, казалось, бы безнадёжных учеников. Она была увлечена сама своим предметом и заражала людей своей заинтересованностью. Помнится именно этот человек впервые научил нас конспектировать и выделять важные идеи и мысли, то есть научила видеть важное и систематизировать, а это немаловажно и в самой жизни.
neosonus
Aug. 6th, 2012 08:00 am (UTC)
Спасибо. Наверное, мы можем почувствовать роль только таких харизматичных учителей... Интересно, а остальные?... Но это я опять риторические вопросы задаю, можно не отвечать)
sibkron
Aug. 7th, 2012 03:18 am (UTC)
Мы, то есть с высоким уровнем рефлексии?:) Да, можем. Но другие тоже могут, хотя немногие задумываются. На подсознательном уровне.
bukogolik
Aug. 6th, 2012 09:15 am (UTC)
Сыграли :) До сих пор с удовольствием вспоминаю, например, уроки литературы и беседы с учительницей. Во многом "копать в произведение" я научилась именно от нее.
neosonus
Aug. 7th, 2012 11:16 am (UTC)
Спасибо) Вот, кстати, по негласной статистике, среди моих друзей и знакомых бОльшую роль сыграли именно учителя литературы)
ros360
Aug. 6th, 2012 06:52 pm (UTC)
Чтобы бегун стал бегуном, его надо научить бегу. Иначе он будет всю жизнь ползать, не зная, что способен к бегу...
neosonus
Aug. 7th, 2012 11:17 am (UTC)
Не задумывалась над этим с такой точки зрения... Спасибо.
( 17 заявки — Оставить заявку )