Сюсаку Эндо в своем романе «Скандал» пытается доказать, что в «чуланах души» каждого человека скрыты потаенные чудовища, каждый человек не просто двояк, но в каждом живет стремление к жестокости, боли, извращениям. Главный герой Эндо именитый и давно признанный, любимый многими писатель-христианин Сугуро – однажды узнает, что у него есть двойник – его alter ego. Он всячески его компрометирует, прожигая ночи в злачных местах, предаваясь разврату на садо-мазо вечеринках и пробуя на вкус всевозможные сомнительные удовольствия квартала красных фонарей. Сугуро не понимает, с кем имеет дело. Кто этот самозванец? Двойник? Плод воображения? Просто очень похожий человек? Мстительный читатель? Или же это его второе я? Кто это? И вот, строчка за строчкой идет поиск ответов на эти вопросы, попытка понять, почему люди любят причинять боль, откуда это разрушительное стремление, и почему жестокость приносит наслаждение. «Скандал» не дает прямых ответов, не дает готовых рецептов. Не пытается осудить кого-то. Но, по сути, писатель говорит устами своих героев – да…. Мы все такие – мы все по природе своей уродливы, потому что способны на жестокость… и каждый из нас, какой бы он не был добродетельным – способен опуститься на самое дно…
Я не согласна с предлагаемыми выводами автора в корне. Я не мизантроп. И верю в лучшее. И многочисленные примеры зверств и жестокости не смогут меня переубедить. Я думаю, что все эти вещи отклонение от нормы, а не сама норма. Я думаю, что к садизму или мазохизму человек приходит в результате каких-то тяжелых, непоправимых ситуаций в жизни. И если это для кого-то неотъемлемая часть жизни, это не значит, что все мы такие. Сюсаку Эндо написал достойный чтения, обсуждения, обдумывания роман. Он смог написать его так, что до последней страницы главная интрига не будет раскрыта. Впрочем, для многих, она и после последней страницы может остаться загадкой...