NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Натаниэль Готорн "Алая буква"

А знаете, почему я взялась читать эту книгу? Потому что Готорн общепризнанный классик американской литературы, родоначальник национального романтизма, человек, обогативший свою культуру особым стилем наполненным символами и знаками, которые до сих пор изучают, пишут диссертации и сочинения? Потому что он входит в школьную программу в США, потому что книга долгое время была запрещена как «омерзительная амурная история», которая «нарушает моральные устои» общества? Потому что книга была запрещена даже в России во времена Николая I, и не так уж давно, в 80е гг., в США родители требовали запретить изучение этой книги в школе как романе о «прелюбодеянии», «проституции» и «женоподобном священнике»? Нет, господа!!! Я взялась читать бессмертное произведение Готорна, потому что посмотрела тупую американскую комедию «Отличница легкого поведения» Уилла Глака)))) ٭(и в данном случае я использую эту нелестную характеристику фильма исключительно как штамп).


Книга Готорна действительно классика, действительно культовое произведение, роман-символ, о котором знают все (и уж точно не благодаря глупым комедиям). И не смотря на то, что я взялась за нее только после фильма, что-то я слышала о ней и до этого. Пожалуй, трудно найти еще одно такое произведение, которое упоминается в самых разных книгах, которое приходит на ум первым, когда речь идет об американской литературе XIX в., которое стало именем нарицательным. Книга, о которой пишут книги. Поэтому думаю, что Глак или не Глак, но рано или поздно прочесть «Алую букву» мне было суждено.

Читая роман, мне неоднократно приходил на ум Вальтер Скотт, но на самом деле Готорн и Скотт только на первый взгляд схожи. Да, общий стиль тот же, рассудительность, основательность, велеречивость, неспешность повествования… Но Готорн совсем другой. Его манера более близка к действительности, в ней вымысел не только переплетается с реальность, но и изобличает эту действительность, приближаясь к той суровой реальности, о которой так неохотно писали представители романтизма. Готорн не просто сторонний наблюдатель, он по-своему судья, по-своему пастырь, по-своему врач и юрист этого общества. И когда я думала над этой книгой, пыталась понять, чем же для меня является Готорн, то наиболее точной ассоциацией являются картины Альбрехта Дюрера. Тщательно продуманные до мелочей (у Готорна, нет ничего лишнего, ружье на стене в конце обязательно выстрелит), сбалансированные, и гармоничные, ровное, ясное настроение, внутренняя эмоциональность, религиозность сюжетов графики Дюрера и крупных мазков Готорна имеют много общего.
Что касается сюжета, то бесспорно фигура Эстер Прин производит неизгладимое впечатление. Алая буква как символ позора, как клеймо и как символ самоотречения, силы, сострадания, помощи, женской мудрости, величия. На эту тему так много написано, что добавить даже нечего. Из всего, что я нашла в Интернете, более всего меня привлекла работа Татьяны Моховой, которая фундаментально рассматривает проблему символизма в романе Готорна.

Роман Готорна – это картина, которую можно рассматривать часами, которая открывает свои секреты только со временем, композиция, которая скрывает от невнимательного читателя многие смыслы. Эта картина останавливает на себе взгляд, она требует времени, но и с лихвой компенсирует его. Для истинных ценителей.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments