NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Гюнтер Грасс "Луковица памяти"

Как странно все-таки иногда происходит… Хочешь того или нет, но как часто выбираешь по наитию именно ту книгу, которая тебе нужна именно в данный момент. Выбираешь и не знаешь еще, что она может помочь тебе, даже не знаешь, тех вопросов, на которые она ответит. Они может быть еще не оформились в голове, не обрели важность… А потом закрывая последнюю страницу понимаешь, что это то, что тебе так было необходимо… и книга нашла самые важные, самые точные слова, самые нужные… Гюнтер Грасс написал книгу о своем прошлом. Но иногда чужое прошлое помогает лучше разобраться в своем…



«Луковица памяти» привлекает мое внимание уже своим внешним видом – авторский рисунок луковицы на обложке, терракотовая гамма цветов, матовая, гладкая поверхность обложки, глянцевые буквы заголовка, небольшой, такой удобный формат. Коричневый форзац (дань скандальной предыстории в Европе?), каждая глава – новый рисунок Грасса – нежный, хрупкий, невесомый образ. Мне не хотелось расставаться с этой книгой ни дома, ни на работе. Открывать в любую свободную минуту и отключаться от внешнего мира…

Удивительно тонкая, пронзительная, воздушная проза. Наполненная родными запахами детства, бурными порывами юности, легкими облаками надежд… Тонкий пунктир боли, общий контур замкнутого мира, и бескрайний простор фантазии, воображения, образов, что наступали друг другу на пятки, стремясь освободится. Попытка рассказать о прошлом без многочисленных прикрас, которыми с годами обрастали истории детства и юности. «Слова, скрываемые за многословием. Обрывки мыслей. То, что болит. До сих пор…» Попытка оценить свои поступки и НЕпоступки. Вина сколько не в действии, сколько в бездействии, отгораживании, умолчании. вина в том, что плыл по течению, в том, что закрывал глаза на очевидное. В том, что был как все…

Для меня роман Гюнтера Грасса это прежде всего история творческого пути, это переломный момент в анатомическом разрезе. Тот самый, который переживает каждый в 18-20 лет, тот самый, когда безрассудство помогает пойти на риск, когда бескомпромиссность юношеского максимализма ведет по единственно верной дороге, когда хочешь большего, когда мечтаешь о великом, когда пробуешь себя везде, когда смотришь на мир только в перспективе.

Да, это «очередная» книга о второй мировой. Только под другим углом, и сколько я не читала об этой войне – так мне о ней еще никто не рассказывал. Данциг  в первые годы, учебный лагерь гитлерюгенд, СС, госпиталь, лагерь для немецких военнопленных, послевоенные годы… Где-то вспоминался Хвин (после него, Данциг стал для меня почти родным, и сейчас опять встреча с ним…), где-то Бёлль (послевоенная неустроенность, разруха, экономический кризис), где-то Шлинк (чувство вины), где-то даже Шоу (условная «немецкая точка зрения» - а вообще сцена обстрела немецких солдат, ничего не подозревающих, на привале, очень напомнила сцену в пустыне в «Молодых львах»). Но. Все не то. Грасс уникален. Для него война, политика, перевернувшая всю жизнь, не является ее самоценностью, воспоминанием вокруг которого вращается вся жизнь. Да, это центральное событие, но важно другое – важно сохранить себя, важно найти свой путь в этих руинах, важно понять чего ты сам хочешь. Важны родители, сестра, любимая девушка, путешествия, книги, свобода, интересные люди, и самое главное он – третий голод. Эстетический голод – выражать себя, творить, писать, рисовать, лепить. Грасс уникален, как многие одаренные личности. Скульптор, поэт, писатель, художник. В начале своего пути, он не подозревал, что остановится на чем-то одном, что именно это будет. И наблюдать за тем как определялась его творческая судьба невероятно интересно.

Самым абсурдным для меня являются «скандальные» и «сенсационные» споры о службе Грасса в СС. Призывы лишить его Нобелевской премии. Видно, что журналисты (и все остальные, муссирующие эту тему) не читали книги. Грасс не сделал не единого выстрела, не участвовал ни в одной операции, не убил ни одного человека. И сам факт, что он попал в СС буквально за месяц до окончания войны, 18 летним юнцом (а по сути, ребенком – достаточно вспомнить, как он шел по лесу ночью и представлял, себя сказочным героем) никак не изменил его жизненного пути. Мне даже не хочется обсуждать этот вопрос.

У меня появился еще один любимый писатель. У меня появилась еще одна любимая книга. У меня появились ответы на некоторые, казалось риторические, вопросы.
Один близкий мне человек сказал - И не стоит. Не стоит бояться мыслей. Не стоит думать, что раз что-то было, значит, оно прошло. Отнюдь. Не прошло. Ошибки прошлого не определяют будущее. Не должны определять. Они не подлежат поправкам и не нуждаются в оправдательных спичах. Прошлое нужно принимать как данность. Никому ничего не доказывая. Просто помня. Зная. Сохраняя внутри, того себя…

Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments