?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

вы уже давно заметили, что я практически не читаю отечественную прозу. Редко-редко в этом жж появляются такие книги, в основном современная проза, биографии, ЖЗЛ. Вот пожалуй и все. Мне как и многим отбили охоту к русской классике в школе. Отбили напрочь. Хотя не могу сказать, что я совершенно не люблю ее. Мне очень нравится Толстой, Шолохов, Булгаков, Замятин. Но это скорее исключение. В общем же, отношение резко негативное. Я всегда знала, что такое отношение ненормально. Что нужно с ним бороться. Постепенно, небольшими порциями, маленькими шажками. Мне казалось, что со временем мой негатив должен пройти. Прочитав Улицкую, я решила, что пришло время для такого шага. В моей домашней библиотеке кроме Толстого и Тынянова из классиков есть еще Достоевский. Тот самый, которого я в школе люто ненавидела. С Достоевским у меня только мрачные темные, коричневые ассоциации «Преступления и наказания» (в память навсегда врезалась лекция учителя о цветовом фоне произведения, и именно таким я вижу всего Достоевского). Но, я знала, что рано или поздно обязательно попытаюсь еще. И в конце концов, что мне сейчас может помешать?


28 декабря 2011 г.
«Сейчас, когда передо мной открыта первая страница Достоевского, я чувствую какой-то страх. Множество страхов. Я боюсь замахнуться своими глупыми, наивными рецензиями на такого корифея. О нем пишут книги, его изучают всю жизнь, он знак, символ, оплот, а я… Распоследний дилетант, который каких-то пару лет назад на полном серьезе в Что_читать спросила «Братья Карамазовы? Нет, не читала, а с какого произведения следует у них начать?» И только сказав, осознала какую я глупость сморозила… Я боюсь не понять, не уловить главного, боюсь что-то упустить. Боюсь собственной ограниченности. Я отвыкла от таких книг и таких произведений. Зарубежная классика написана более легким, лаконичным языком.… А когда привыкаешь к диетической пище, прожаренный стейк вызывает несварение.… Так что….
Смогу ли я.… Потяну ли я… Что будет ….»


Таким образом, когда я начинала читать Достоевского, то больше переживала насколько я смогу понять его. Но в итоге, все оказалось по-другому. Язык Достоевского был совсем не такой, как запомнилось мне со школы. Совсем не мрачный, совершенно не тяжелый. Сюжет, смысл, рассуждения – все вполне доступно. И не только для меня. Но и для любого старшеклассника.
Но, тем не менее, я поняла одно – Достоевский не моё. Я читала долго-долго, я могла отложить книгу на несколько дней, на неделю, и даже не вспоминать. Потом открыть, прочесть 3 страницы и опять отложить на неопределенный срок. Я читала медленно-медленно, не смотря на всю легкость языка. Мне казалось, что все дело в том, что трудно переключиться, что у меня просто очень много работы, и не до книг, что просто я отвыкла от такого самобытного языка, я находила десятки причин и оправданий. И читала… Откладывать книгу, я совершенно не видела смысла. Да, книга идет медленно, но это не значит, что она не для меня. В принципе, я хотела знать, что же будет дальше, меня привлекали какие-то второстепенные герои, вроде Смердякова или Коли Красоткина. Мне импонировала фигура Ивана Федоровича, и раздражали надрывы речей главных героев (и его в том числе). Но все-таки к концу книги я поняла, что, сколько бы я не оправдывала и не искала объяснений этот писатель не мой.

И вполне возможно, что мои страхи оказались не напрасны, я просто не смогла оценить все величие гениального писателя. Не смогла понять и принять. Но все для меня здесь чужое. И эта библейско-религиозная основа (вы знаете, мое отношение к религии более рационально, чем эмоционально, я, например, категорически не хочу креститься), и эта фигура Алеши, которая словно заставляет всех искать с ним встречи, побуждает людей быть лучше (для меня его фигура вся «слишком», «чересчур», сплошной гротеск). И это желание просить прощение, самоистязание, самоуничтожение, гордость и преклонение. Да, для меня все это чужое.
Сначала, я даже не знала, что же напишу. Никому не хочется признаваться в собственной глупости, ограниченности. Но сейчас, мне даже все равно. Я решила, что напишу, по большому счету для себя, конечно. Но ведь и кто-то прочтет. И кто-то любит Достоевского. И я решила, что меня не будут мучить угрызения совести, потому что полюбить нельзя заставить. А если я столь ограниченна, и наивна то, что я могу изменить? Пытаться дальше читать Достоевского и издеваться над своим организмом? Пытаться поумнеть, прочтя критику, где все смыслы и подтексты романа разложены по полочкам? Зачем. Это как поклоннику Коэльо всучить Кафку и пытаться приобщить его к высокому искусству. Он ведь все равно не оценит.

Так что так. Больше не буду читать русскую классику. Не мое. Пойду Гюнтера Грасса почитаю. Или Стейнбека. Или Вирджинию Вулф. Или Айн Рэнд. Короче, у меня потрясающая библиотека, и больше я не буду ломать себя, и пытаться читать то, что никогда не любила.

Comments

( 26 заявки — Оставить заявку )
aktusch
Feb. 23rd, 2012 01:30 pm (UTC)
Интересно))

Я очень люблю Достоевского. Братья Карамазовы, самое лучшее что я прочитала)) И продолжаю читать и позновать его, и его творчество. Могу со 100% уверенностью сказать что это мой писатель)) Все что я читаю у него, это настолько все мое, внутри меня, что останавливаюсь лишь для того, чтобы перевести дух, от восторга))

При этом мне не интересен Стейнбек, мне не понравилась Улицкая и от Коэльо меня тошнило)

И я считаю, что просто не догоняю того, о чем они пишут) Наверное, это называется "вкус", и у тебя он очень хороший. У меня другой, не считаю его плохим тоже)) Классика, она ведь разная, а Достоевский, все же специфический писатель, у него определенно есть "свои" читатели и есть люди,серьезные, умные, с положением в литературе, но которые не принимают его творчество абсолютно.
neosonus
Feb. 24th, 2012 01:32 pm (UTC)
Спасибо, да, ты полностью права - это называется вкус... Хотя все же не могу отделаться от чувства (стереотипа?), привитого тоже где-то в школе - что есть в жизни определенные книги, определенные авторы, которые "навсегда". и ты должен понимать и ценить их вне зависимости от времени и пространства, вкуса или литературных пристрастий. И вот Достоевский ведь такой... В общем, тараканов в голове у меня много))
это настолько все мое, внутри меня, что останавливаюсь лишь для того, чтобы перевести дух, от восторга -ох, прямо завидую)) И как же ты точно сказала, в самую точку. В самом деле - любимые книги читаются именно так! Сразу о своих любимых вспоминаю)))
hieroglyph_elle
Feb. 23rd, 2012 02:05 pm (UTC)
Тоже не очень сложилось с Достоевским.
Толстой ближе и роднее :)
Всю его семью полюбила )
neosonus
Feb. 24th, 2012 01:35 pm (UTC)
Я тоже Толстого люблю, хотя и читала только общеизвестные "Войну и мир" и "Анну Каренину". Я вот хотела перечитать Каренину на зимних каникулах, но в итоге сделала выбор в пользу Достоевского... Но в принципе, не жалею о потраченном времени - нужно было убедиться, удостовериться, что он "не мой".
hieroglyph_elle
Feb. 24th, 2012 05:38 pm (UTC)
Я пыталась его полюбить, но не могу преодолеть неприятие, когда беру "Преступление и наказание". Понимаю весь масштаб фигуры Достоевского, но... лично для меня язык у него "грязный". Ещё раз повторюсь - исключительно моё личное восприятие.
А Толстой... его "Детство" считаю самым светлым и возвышенным произведением из тех, что довелось прочитать.
После Басинского поняла, насколько это моё. Его творчество, его жизнь, метания.
ros360
Feb. 23rd, 2012 06:34 pm (UTC)
Думаю, неправильно читать такие произведения без исторического контекста. Образованному человеку XIX в. в России нужно было соотнести свои ценности с религией. Найти нерелигиозную опору мировоззрению было очень непросто, даже Толстому это не удалось.
neosonus
Feb. 24th, 2012 01:36 pm (UTC)
Да, понимаю. Но, для меня дело даже не в этом, а в том, что эта тема лично мне чужда...
jonny_begood
Feb. 23rd, 2012 08:16 pm (UTC)
Обидно. Вся западная классика выросла из Достоевского. Попытайтесь все-таки его понять
neosonus
Feb. 24th, 2012 01:48 pm (UTC)
даже не знаю, соберусь ли еще... У меня еще есть одна его книга. Знаменитые "Униженные и оскорбленные" и "Неточка Незванова". С одной стороны, после этого романа у меня практически не осталось желания его читать, с другой - любая книга, которую я, горячо любя выбирала в домашнюю библиотеку, по определению должна быть прочтена... Не знаю...
И тут еще спорно - попытаться понять, или принять. Все же, я больше его именно не принимаю, чем не понимаю. Просто все эти смыслы, (особенно религиозные, православные, терпимости, всепрощения) далеки от меня. Не думаю, что я монстр какой-то, просто именно в таком ключе как у Достоевского (когда это прямо-таки заглавные понятия, определяющие жизнь) мне все это чуждо...
Хотя может быть вы и правы, и если бы я его по настоящему поняла, то и приняла бы. как там у Толстого в "Войне и мире" - Tout comprendre, c'est tout pardonner - кто поймет, тот все простит...
jonny_begood
Feb. 24th, 2012 06:33 pm (UTC)
Похоже, правы исследователи, которые делят читателей на любителей Достоевского и Толстого:) Отбросьте Неточку и Униженных. Попробуйте "Бесы". Такого дара предвидения нет ни у одного писателя. Достоевский гений
muzyukin_san
Feb. 24th, 2012 12:51 am (UTC)
а для меня пару лет назад "Братья Карамазовы" были большим открытием. Прочитала на одном дыхании, до сих пор считаю одной из лучших книг, прочитанных мною в сознательном возрасте.
neosonus
Feb. 24th, 2012 01:50 pm (UTC)
Это на самом деле замечательно, когда делаешь такое вот открытие для себя. Если честно, чего-то подобного я и ждала. Но оказалось, в моем случае другая ситуация. А вообще, это и правда здорово - найти своего писателя...
selena_00
Feb. 25th, 2012 11:27 am (UTC)
А мне кажется, что ты не с того произведения начала. Попробовала бы более ранние короткие его произведения, возможно отреагировала бы по-другому.
neosonus
Feb. 25th, 2012 03:58 pm (UTC)
Даже не знаю, возможно ты права, но с другой стороны, именно Братьев Карамазовых очень давно хотела прочесть...
mis_slash
Feb. 28th, 2012 01:01 pm (UTC)
Я как раз месяц назад купила красивое издание этого романа в свою библиотеку. Пока не читала, всё духу не наберусь. Со школы остались похожие на ваши ощущения от Достоевского.
neosonus
Mar. 2nd, 2012 01:08 pm (UTC)
да, понимаю, я тоже с удовольствием пополнила свою библиотеку Достоевским, не смотря на такое впечатление после школы. Но я совсем не хочу кого-то испугать. Ведь в любом случае это индивидуально. И ведь и правда в школе он воспринимался мрачно, а сейчас вовсе нет. Так что воспринимается он все равно по другому. Так что большая вероятность, что понравится)
rhdt
Feb. 29th, 2012 08:02 am (UTC)
Мне кажется, Достоевского и не обязательно любить. Он такой специфический классег, только для тех, у кого эмоциональная система соответствующим образом заточена. Мне, например, выносит мозг. В смысле, если меня спросят, кто мой любимый автор, я скажу Достоевский, но это не значит, что его произведения меня радуют или развлекают. Они просто производят на меня наиболее сильный эффект, сюжетно, эмоционально и тд. Если с этим не работает, то не стоит и пытаться себя заставлять, мне кажется, потому что свое внутреннее восприятие все равно не изменить, а ради чего-то другого его читать и не стоит.
neosonus
Mar. 2nd, 2012 01:13 pm (UTC)
Спасибо! Вот в самом деле, большое спасибо! Я прочитала и поняла, что это именно про меня - потому что я в самом деле эмоционально не принимаю то, что несет в себе проза Достоевского. Специфично на сто процентов. И ведь совершенно не оторвано от реальности, этот его надрыв героев так явно присущ русскому человеку... не поспоришь. Я сама очень эмоциональный человек, но все равно для меня его волна, его настрой далеки, то самое внутреннее восприятие.
omchanin
Mar. 7th, 2012 03:28 pm (UTC)
А я не понимаю, как можно Толстого любить, а Достоевского - нет, или наоборот. Я лично ФМ люблю просто безумно за его провидческую гениальность, за то, что он в реальной жизни сумел переродиться. Толстой чуть "послабее", но и Война, и Анна - просто прекрасны. Если книжка хорошая - какая разница, кто автор?

ПС: а еще я почему-то Паланика люблю )))
neosonus
Mar. 12th, 2012 04:39 pm (UTC)
я понимаю, что если книжка хорошая, не имеет значение кто автор, просто у меня так получается, что не нравится Достоевский. Ни в школе "Преступление", ни последующие попытки прочесть "Идиота" и "Бесов"... Ни вот это негативный опыт. так что я пришла к выводу, что он "не мой". А Толстого, я просто люблю) Хотя прочла всего-то Войну и Анну))
А я Паланика не читала(( Но очень хочу. Когда-нибудь все-же доберусь.
omchanin
Mar. 12th, 2012 05:07 pm (UTC)
ну, можно для начала посмотреть Бойцовский клуб. Или удушье. Понравится, можно потом и книжку взять
bookeanarium
Apr. 1st, 2012 03:53 pm (UTC)
очень верно сказано
neosonus
Apr. 1st, 2012 03:55 pm (UTC)
многие бы с вами не согласились))
bookeanarium
Apr. 1st, 2012 04:06 pm (UTC)
люди всегда делятся на большинство и меньшинство)
neosonus
Apr. 1st, 2012 04:08 pm (UTC)
)) как оказывается приятно чувствовать себя в меньшинстве!:)
kjara_corso
Apr. 2nd, 2012 01:12 am (UTC)
да и прослойка интеллигенции всегда была тонка - в процентном соотношении к большенству она и вовсе стремится к нулю :)
( 26 заявки — Оставить заявку )