NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Эльфрида Елинек "Любовницы"

Если попытаться сформулировать в нескольких предложениях стиль Елинек получится примерно следующее – «у меня нет конфеты. Чтобы быть счастливой мне нужно получить конфету. У меня нет конфеты. Поэтому я не счастлива». Елинек пишет просто потрясающе… чудовищно. Ее стиль – я никогда не встречала ничего подобного. Сначала у меня возникали ассоциации с Коэльо, Гилберт, какой-то популярной беллетристикой. Причем самой низкопробной беллетристикой. Но это совершенно другое. Это какая-то самобытная манера, какой-то литературный минимализм. Отталкивающий, поражающий, непостижимый своей примитивностью. Елинек удивляет, раздражает и даже в какие-то моменты вызывает отторжение. Она пишет язвительно, буквально, ее слова пропитаны ядом, и даже это слово не совсем подходит. Кое чем похуже… кажется что книгу написал человек который низложил все ценности этого гадкого, испорченного мира и хочет открыть глаза нам. Любовь у Елинек выступает чем-то вроде изощренного типа самоубийства. Героев Елинек наполняет ненависть, они иссушены, истончены, выжжены изнутри этим чувством. Нет, они не сразу становятся такими, но в этом им здорово помогают окружающие. Жизнь это наказание, просто замкнутый круг. «В будущем они станут дополнять друг друга, к примеру, Эрих будет бить Паулу, а она – сносить побои, или Эрих заболеет, а Паула будет за ним ухаживать, или они вместе будут пилить дрова, или Паула будет готовить, а Эрих – есть». Вот оно светлое будущее.

И когда читаешь, как героев разъедает их ненависть, как они вынуждены сносить унижения, как они карабкаются в этой жизни становится как-то не по себе…

Особенно трудно привыкнуть к языку Елинек. Когда читаешь такие простые, односложные предложения мысли сжимаются до таких же простых и односложных форм. Начинаешь думать такими же простыми схемами, как будто сам тупеешь вслед за главными героинями, и всю твою жизнь тоже можно упростить до такой же схемы. И обозначить только одну точку, вокруг которой сузилось, сжалось твое существование. Ценности, какие-то отвлеченные идеи и взгляды - Елинек смеется над ними. Все равно все попадут в замкнутый круг – и откажутся от всего ради ребенка и «своего самца и хозяина». И если сначала элемент простоты суждений, примитивности мышления, какой-то убогости мировоззрения поражает, ставит в тупик, то потом читаешь уже, потому что хочется постичь – как можно жить ТАК? ТАК рассуждать, ТАК воспринимать жизнь? И вообще ЭТО жизнь?

Я понимаю, что роман Елинек это карикатура – безжалостная и разоблачающая. И как главные герои она очень узко показывает жизнь. Но тем самым срывает маски и смеется над ложными и пустыми словами. Может в самом деле не нужны какие-то цветистые метафоры? Саму суть достаточно выразить именно так – элементарными и даже примитивными словами? Другое дело, что этот стиль производит впечатление скудости… ума, мировосприятия, чувств.

Эльфрида Елинек произвела на меня неизгладимое впечатление. Как в положительном смысле, так и в отрицательном. Признаюсь, я искренне была удивлена тому, что она получила нобелевскую премию по литературе. Я удивлена, что такой стиль как у нее вообще есть. Я о нем не подозревала. Возможно, это то, самое что меньше всего хочешь услышать. Возможно это то, что режет слух и коробит глаз. Это раздражает и отталкивает. Но это и удивляет. Ставит в тупик, вызывает желание спорить, доказать, что она не права. Жизнь – это многообразие красок и чувств, гораздо более сложная вещь, чем показывает Елинек. А любовь, не всегда означает самоуничтожение.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments