?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

в какой-то момент становится ясно, что честности как таковой невозможно следовать всегда и везде.  Становится ясно, что нельзя задеть близкого человека своим безразличием, а нужно внимательно выслушивать его проблемы. Становится ясно, что нельзя признаться любимому человеку, в том, что ты позволил себе лишнее (мысли о другом человеке, или что-нибудь большее), если мы не хотим потерять его, нужно скрыть это. Оказывается, что правда не всегда укрепляет дружбу и отношения. Она необходима в ключевых моментах, нужна по определению при установлении этих отношений. А потом неизбежно приходит понимание, что эти самые отношения невозможно сохранить без лжи. И может быть мое утверждение слишком категорично, но если задуматься между людьми всегда есть своя доля лжи…
И иногда наступает момент, когда  кто-то решает, что это неправильно и решает за вас как должно быть. Пьеса Генрика Ибсена «Дикая утка» рассказывает о том, как правда оказалась слишком жестокой, слишком тяжелой ношей для главных героев. И что правда как оказалась, даже приведя к самым трагичным последствиям, все равно не меняет сущности человека. Лжет человек или говорит правду, он остается таким, какой есть.
Грегерс Верле сын крупного коммерсанта и фабриканта возвращается в родной город после многолетнего отсутствия. Он встречает своего старого друга, говорит со своим старым отцом-циником, обнаруживает, как сложилась судьба у его бывшего окружения и приходит к выводу, что эти бедные люди задыхаются в зловонных миазмах болота лжи. Они погрязли в ней, они не осознают, что окружены тьмой, а значит необходимо помочь им найти выход, необходимо разрешить эту несправедливость, пролить свет правды и построить новые, прочные, честные, «идеальные» отношения на руинах старой лжи. Высокие и благородные порывы Грегерса идут от всей души, он даже не сомневается в своей правоте, и даже не может поверить в то, что происходит в итоге.
Так же как и в предыдущих пьесах, Ибсен преувеличивает эмоции, утрирует порывы, усиливает контраст добра и зла.  Он не просто показывает искусственность отношений построенных на лжи, он словно накладывает сценический грим на ложь. И она показывается читателю ярко и кричаще вызывающей, бросающейся в глаза, колющей взгляд и режущей слух. Он пишет так, что поступки людей становятся очевидны, а трагическая развязка логичной. Но ни в коем случае его нельзя упрекнуть в отсутствии вкуса, или недостатке сдержанности. Его приемы в короткой и лаконичной пьесе уместны так же, как яркий грим на сцене под светом софитов. Некоторые вещи с этой стороны   виднее, чем в обычной жизни…
Ибсен умеет покорять. Умеет зацепить. Вызвать возмущение и негодование. Протест и категоричность. Задуматься над честностью и лживостью. А разве этого мало, когда речь идет о чем-то гораздо большем, чем просто маленькая ложь в нашей жизни?

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
ros360
Oct. 23rd, 2011 06:24 am (UTC)
Действительно, сложная проблема. На мой взгляд, каждый человек - это целый мир, его невозможно вместить в прокрустово ложе отношений, какими бы искренними они не были. Высшая правда заключается в том, чтобы обоим людям понять и принять это, тогда не будет необходимости в какой-то лжи. Ну, а если правда такова, что способна разрушить отношения... Может, так и следует поступить.
neosonus
Oct. 23rd, 2011 01:49 pm (UTC)
Вот полностью с тобой согласна! я тоже так думаю. Другое дело, что когда думаешь о близком человеке, то эмоции зачастую не дают разумно мыслить. Т.е. понимаешь же, что он имеет право на ложь так же как ты, но все равно чувствуешь себя задетым. Хотя, может быть если в самом деле принять это в себе, получится и в другом? Не стремиться к тому, чтобы постоянно говорить правду, не чувствовать вину из-за того, что пришлось солгать?....
( 2 заявки — Оставить заявку )