NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Генрик Ибсен "Дикая утка"

в какой-то момент становится ясно, что честности как таковой невозможно следовать всегда и везде.  Становится ясно, что нельзя задеть близкого человека своим безразличием, а нужно внимательно выслушивать его проблемы. Становится ясно, что нельзя признаться любимому человеку, в том, что ты позволил себе лишнее (мысли о другом человеке, или что-нибудь большее), если мы не хотим потерять его, нужно скрыть это. Оказывается, что правда не всегда укрепляет дружбу и отношения. Она необходима в ключевых моментах, нужна по определению при установлении этих отношений. А потом неизбежно приходит понимание, что эти самые отношения невозможно сохранить без лжи. И может быть мое утверждение слишком категорично, но если задуматься между людьми всегда есть своя доля лжи…
И иногда наступает момент, когда  кто-то решает, что это неправильно и решает за вас как должно быть. Пьеса Генрика Ибсена «Дикая утка» рассказывает о том, как правда оказалась слишком жестокой, слишком тяжелой ношей для главных героев. И что правда как оказалась, даже приведя к самым трагичным последствиям, все равно не меняет сущности человека. Лжет человек или говорит правду, он остается таким, какой есть.
Грегерс Верле сын крупного коммерсанта и фабриканта возвращается в родной город после многолетнего отсутствия. Он встречает своего старого друга, говорит со своим старым отцом-циником, обнаруживает, как сложилась судьба у его бывшего окружения и приходит к выводу, что эти бедные люди задыхаются в зловонных миазмах болота лжи. Они погрязли в ней, они не осознают, что окружены тьмой, а значит необходимо помочь им найти выход, необходимо разрешить эту несправедливость, пролить свет правды и построить новые, прочные, честные, «идеальные» отношения на руинах старой лжи. Высокие и благородные порывы Грегерса идут от всей души, он даже не сомневается в своей правоте, и даже не может поверить в то, что происходит в итоге.
Так же как и в предыдущих пьесах, Ибсен преувеличивает эмоции, утрирует порывы, усиливает контраст добра и зла.  Он не просто показывает искусственность отношений построенных на лжи, он словно накладывает сценический грим на ложь. И она показывается читателю ярко и кричаще вызывающей, бросающейся в глаза, колющей взгляд и режущей слух. Он пишет так, что поступки людей становятся очевидны, а трагическая развязка логичной. Но ни в коем случае его нельзя упрекнуть в отсутствии вкуса, или недостатке сдержанности. Его приемы в короткой и лаконичной пьесе уместны так же, как яркий грим на сцене под светом софитов. Некоторые вещи с этой стороны   виднее, чем в обычной жизни…
Ибсен умеет покорять. Умеет зацепить. Вызвать возмущение и негодование. Протест и категоричность. Задуматься над честностью и лживостью. А разве этого мало, когда речь идет о чем-то гораздо большем, чем просто маленькая ложь в нашей жизни?
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments