?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манро ТыОщущение приближающейся катастрофы. Четкое осознание того, что прямо сейчас ты совершаешь ошибку, или вот-вот совершишь. Логика, разум, интуиция, советы друзей, в конечном счете, оказываются бессильны. И кажется, что находишься внутри снежного кома, который набирает скорость, стремительно скатываясь вниз. Некая центробежная сила несет прямо к катастрофе. И знаешь, и понимаешь, и даже чувствуешь её приближение, и, тем не менее, фатально и неизбежно совершаешь ошибку. Почему? Трудно объяснить. Но это точно не «судьба» и не глупость.  Мне кажется, виной всему капкан надежды, которая шепчет «А вдруг?»
Нобелевская премия, Букеровская, им. О. Генри и целый веер национальных канадских. Элис Манро в современной зарубежной литературе почти легенда малой прозы. И только сборник «Ты кем себя воображаешь?» выбивается из общего ряда. 10 рассказов цельных, независимых и связанных воедино. Роман в рассказах.  История в осколках. Главная героиня, которая упрямо совершала ошибки, даже когда знала, что ошибается.

Однажды, еще в школе, учительница хотела сделать доброе дело, проучить одну зазнавшуюся девицу, которая тщеславно считала себя лучшей. «Ты кем себя воображаешь?» или другой вариант перевода «А кто ты, собственно, такая?». Розу это задело. И хотя с годами она поняла, что учительница пощадила ее чувства, сказала это с глазу на глаз, руководствовалась лучшими побуждениями, но все же… В глубине души Роза не простила. А вы бы простили?
А вообще, все не так просто, как кажется. Начиная с бедного детства, нищей школы, в которой не то, что учишься, а пытаешься выжить. Мачеха – грубоватая и ограниченная, мягко говоря, не понимающая Розу. Отец со спрятанной от чужих глаз агрессией, которая нет-нет и выльется в королевскую взбучку. А потом обреченный брак. Дочь, далекая, непонимающая, иная. Попытки не доверять, не ждать, не верить мужчинам после первого свидания. Мелкие удары судьбы и крупные ее насмешки. Да обычная жизнь. Как у всех. Хотя можно было по-другому… Она и сама это знает, но толку?

До этого сборника я читала только «Слишком много счастья», поэтому этот почти роман мне невероятно понравился. Сильная, терпкая, горькая проза. Такая неправильная, настоящая, живая Роза, такая неправильная жизнь, которую все надеешься переписать/переиграть, забывая, что черновиков не бывает. Такие острые, колючие истории второстепенных героев. Чужая боль, судьба, смерть едва ли не больше трогают и рвут душу, чем история самой Розы. Хотя это ведь так естественно! Зачастую настоящие трагедии случаются за соседней дверью, оставляя свой след на твоей жизни…

После этого сборника у Манро я прочла еще два («Беглянка» и «Танец блаженных теней»), и теперь понимаю, что история Розы написана очень мягко, так лояльно, с чисто женской умеренностью и мудростью. Потому что Манро может быть злой, острой на язык, ядовитой, мстительной, разочарованной и бессильной. А здесь другое дело, чтобы не случилось, когда бы что не произошло, Роза упорно верит в лучшее. Она готова входить в одну и ту же реку, наступать на одни и те же грабли, лишь бы найти свое счастье, как бы эфемерно это не звучало.  И да – она понимала, что совершает ошибки, никто не знает, сколько их было на самом деле, только все равно совершала. Надеясь на лучшее… Убеждая саму себя, что так будет правильно, закрывая глаза и уши, подавляя голос разума и упрямо идя по встречной полосе проблем.

Элис Манро любит нарушать правила. Ее героинями никогда не бывают  ангелы во плоти. Она любит поставить своих героев перед сложным жизненным выбором. И даже самые глупые ошибки вполне поправимы. Через 10 лет или через 20. Словом, делом, или просто мыслью, когда понимаешь в чем именно ошибся… Снежный ком и центробежная сила не означают конца. А катастрофа не всегда является финалом чьей-то жизни. «А вдруг?» может превратиться в «Наконец-то».