?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Милошевский
… а я опять читаю детективы. Тебе смешно? Не смейся! Я ведь даже не знала, что это детектив. Аннотация ввела меня в заблуждение, и я отчего-то решила, что это современная польская проза, что это моя любимая еврейская тема и что, возможно, я столкнусь с чем-то а-ля «Маятник Фуко» Умберто Эко. Из всего этого правдой оказалась только «современная польская проза», вот так и получилось, что я опять читаю детективы. Ну, да, конечно, это не «Таинственная история Билли Миллигана» (и когда уже у меня руки дойдут до нее), но в целом мне очень понравилось! И столько мыслей в голове…

Я вот думаю, а что если мы читаем детективы потому, что в упорядоченной и расписанной жизни нам нужна неуправляемость? Да, я слышала теорию о том, что причина успеха книжек-ужастиков, фантастики и тому подобного в том, что человек получает выброс адреналина, находясь в безопасности, и таким образом, компенсирует древние природные инстинкты. Некий суррогат опасности, подстёгивающий работу эндокринной системы. Отчасти эта теория и о детективах. Но я сейчас немного о другом. Что если человек берет в руки детектив, потому что хочет попасть в некую ситуацию, в которой будет отсутствовать контроль?  Ведь социальные рамки загоняют человека в некое упорядоченное, ограниченное, огороженное моралью и прочими заповедями пространство. Порядочный гражданин отлично знает, чего от него ждут, какой путь считается правильным, а какой нет, какая профессия поможет самореализации, как можно достигнуть счастья в личной жизни и проч… Тысяча готовых рецептов, даже если кажется, что ты изобретаешь, что-то новое, по факту  лишь комбинируешь из уже имеющегося. А книги – прямое отражение этой системы. Определенные сценарии, определенные эмоции, если задуматься, то даже определенная реакция (на поступки и идеи главных героев). А в детективах читатель на какое-то время оказывается вне этого контроля. Т.е., социальные нормы уже заранее точно будут нарушены, и появляется любопытство – кто их нарушит? Почему? Зачем? Тогда получается, что хороший детектив – такой, в котором я почувствую, что не могу управлять ситуацией – не пойму кто убийца, не пойму мотивы, не смогу однозначно указать меру вины. И, наверное, отсюда следует, что хороший детектив закончится возвратом к этому контролю. Типа «все будет хорошо»))) Интересно, правда?

Когда я читала эту книжку, меня зацепил одна ее особенность. Автор очень много пишет о польском менталитете. Вот даже удивительно встретить такое в беллетристике (впрочем, может я ошибаюсь по этому поводу? Может это не совсем беллетристика? Но, знаешь, очень похоже). Так вот. Он в каждой главе, почти в каждом диалоге вставляет ремарки о том, какие они – поляки. И образ, надо сказать, далеко не радужный. По окончанию книги можно сделать много не самых приятных выводов. Поляки избегают говорить о проблемах, закрывают на них глаза и заметают проблемы «под ковер», поляки суеверны, патриоты с большой долей антисемитизма, мнительны, пассивны и проч. проч. проч. Я даже не могу припомнить всего. Я с одной стороны понимаю, что автор как поляк имеет право критично высказываться о своем народе, но с другой стороны, сама я, хоть убей, не могу принять такого подхода. Потому что должен быть достойный противовес подобной критике, чтобы не уйти в полное отрицание и негатив. А тут противовес слабый… Людей, которые бы понимали все недостатки Польши и, не смотря на это, любили ее, в книге буквально три. Я считала. Мне стало грустно от этого. Я не верю, что в Польше все так плохо.

А еще, я хотела рассказать тебе, что главный герой всю книгу тяжело переживает развод, и на фоне расследования, пытается устроить личную жизнь. Надо заметить, он ее очень своеобразно устроил. Не хочу оставлять спойлеров, поэтому имя не назову, но сам факт – он влюбляется в замужнюю женщину! Очень странный сюжетный ход для последних страниц. Хотя, я так понимаю, Милошевский пишет серию книг об этом герое. Это нам тут, в России, не повезло, что всего одна эта книга переведена. Кстати, еще одна странность – из середины серии выбрали. Не начало, не конец, а просто тупо середина серии. Это, наверное, потому, что про поляков много. Я прочла, что книга издана при поддержке Польского культурного центра в Москве. Значит, выбирали по принципу «что-нибудь такое польское-польское» и чтобы современное, и чтобы знаменитое (а Милошевский получил премию в Польше за серию этих книг). Эх. Вот еще одна веская причина осуществить мою давнюю мечту и выучить польский язык. А то, я как переехала из Омска, забросила это дело… Самоорганизации мне всегда не хватало, каюсь.

Вот такие у меня дела. Читаю детективы в отпуске))) А еще приторно-сладкие женские романы (такой чудовищной дозы инфантильности я давно не встречала!) и жутковатые рассказы Элис Манро (скоро напишу про них, уже третий сборник начала). Короче, ушла в книжный запой, насколько позволяет свободное время, которого на самом деле, мало…