?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Паван
Предположим вас попросили сказать памятную речь на похоронах человека, который вам глубоко несимпатичен. С одной стороны, о мертвых либо хорошо, либо ничего. С другой стороны, вы не в состоянии наступать на горло собственным убеждениям и не хотите лицемерить. Как быть? Может быть, сыграть хорошую мину при плохой игре? Или попытаться сделать двусмысленный комплимент? Кто захочет, тот вас поймет, а остальные могут сделать вид, что ничего не было и проигнорировать колкие высказывания. А что? Неплохая идея. Тем более, вы будете не первым, кто так делает.

Жан Паван, конечно, не выступал на похоронах, но его книга сильно напоминает двусмысленный комплимент в адрес Марлен Дитрих. И как тут не вспомнить знаменитую Лени Рифеншталь и ее «искреннее восхищение» соперницей Дитрих. Жан Паван приводит эту историю, и сходство между ней и книгой просто разительное. И там, и там – ложная искренность и ядовитое восхищение.

«Марлен Дитрих? Лени прекрасно знала кто это, и находила ее очень интересной. Однажды она видела ее на террасе кафе. Сидя в окружении друзей, та вдруг произнесла своим «низким и хриплым» голосом: «Но почему надо обязательно иметь красивую грудь, не так уж плохо, когда груди слегка висят». И она вытащила и показала свою левую грудь, слегка ее раскачивая. Это выглядело «вульгарно и возбуждающе».

История Марлен Дитрих в устах Жана Павана пронизана неприязнью и плохо скрываемым осуждением. Кажется, что автор с удовольствием будет говорить о режиссерах, фильмах, историческом контексте, но не о самой актрисе. Он с тонкой иронией подмечает ее женские хитрости (например, о возрасте, или сокрытии сестры), осуждающе пишет о личной жизни, между делом выносит приговоры и суждения. Пожалуй, на моей памяти это единственная книга, так или иначе, касающаяся кино, после которой у меня не возникло ни малейшего желания посмотреть хоть один фильм! А это на самом деле, удивительно. Потому как Паван очень подробно и обстоятельно пишет о многих фильмах Дитрих, некоторые сцены он разбирает и описывает с тщательностью патологоанатома на вскрытии. Он отстраненно, но профессионально рассуждает о кинематографе тех лет и смотрит на Марлен Дитрих практически беспристрастно. Он не забывает заслуги и уделяет ее роли в мировом кинематографе должное количество строк. Но в то же время, эта книга незаметно настраивает вас скептически, и вот уже в конце книги, читая о последних днях великой актрисы, вы испытываете смешанное чувство восхищения и отвращения. Как? Как он этого добился? Думаю, вода камень точит. Или как говорят в кино – эффект 25 кадра. «Лжива», «бессовестна», «скучна» - нелестные эпитеты автор разбрасывает по страницам своей книги, как будто расставляет мышеловки по углам. И, в конечном счете, читатель в какую-нибудь из них, да угодит.

При всем при том, я не могу назвать эту книгу плохой. Отнюдь. Она написана достойно. Неприязнь автора к предмету биографии не обязательно бросится вам в глаза и вовсе не помещает дочитать книгу до конца. Другое дело, если вам самим нравится Марлен Дитрих, если вы сами не можете согласиться с несколько негативной оценкой ее жизни и творчества. А впрочем, так ведь интересней? Не правда ли? Разговор с оппонентом всегда продуктивней, чем с тем, кто во всем соглашается с вами.