?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гьеллеруп
Самый тяжкий грех, самое немыслимое преступление можно пережить с легким сердцем, если знаешь, что тебе будет даровано прощение. И я сейчас говорю не о прощении бога, хотя заметьте, чаще всего в такие моменты люди обращаются за помощью именно к религии, а о прощении человека. Близкого, дорогого, всепонимающего и (вот оно!) всепрощающего. Такого, к которому можно прийти и покаяться в страшном. Я сделал это. Я совершил ужасное. Я не хотел. Никакая индульгенция, никакой пастырь или психолог не заменят прощения этого человека. Его доброты и самых главных слов – я прощаю тебя, ты не виноват…

В 1896 году будущий нобелевский лауреат, датский писатель Карл Гьеллеруп написал роман «Мельница». Долгие годы его волновала проблема внутреннего конфликта между верой и атеизмом, религией и торжеством разума, большинство своих произведений, романов и стихотворений он посвящал именно ему. Личный опыт (писатель в свое время закончил в Копенгагене теологический факультет, но в итоге отрекся от предназначения служения богу), потребность продумать, проанализировать эту сложную дилемму «Бог и Разум», определили направление его творчества. Но потом жизнь подбросила новые темы для размышления. Литературный гений Дании (а уже с первым романом, Гьеллеруп привлек к себе всеобщее внимание) влюбился в замужнюю женщину. Она ушла от мужа и стала его женой, но в итоге, перед склонным к рефлексии умом встали проблемы другого порядка. Этика и мораль брака, любви, отношений, верности, честности. Роман «Мельница» представляет собой буквальное погружение в онтогенез любви и страсти, на фоне религиозно-философских рассуждений о том, где проходят границы вины, и когда грехи человека могут быть отпущены.

У мельника тяжело больна жена, а он, к стыду своему, засматривается на пышущую здоровьем, румяную красавицу Лизу. Мельник хоронит свою жену, и, погружаясь в траур, больше всего боится поддаться страсти, которая не отпускает его. Он слаб, сломлен, уничтожен. А Лиза? Да что это с ним? Это любовь? Кажется, нет. Страсть? Возможно. Но отчего тогда его преследует страх, почему он не может решиться сделать первый шаг? Что ему нужно? Что делать дальше?

Роман Карла Гьеллерупа представляет собой классический готический роман с довольно глубоким погружением в чувства и эмоции главных героев. Каждое движение души анализируется, писатель, словно прислушивается к каждой мысли, пытается обратить внимание на каждую деталь в этом непростом внутреннем конфликте. И одновременно с этой психологией, читателя окружают настоящими спецэффектами массовой культуры. Тут будет настоящая мистика, ясновидение  и пророчества, призраки и духи, привидения и провидение. Будут кровавые драмы, трагическая смерть и внезапное убийство, будет страшная темная ночь с пугающей бурей, разрезающей небо молнией, будет конец света. Стихия духа и природы. Покаяние и принятие. Любовь и преклонение.

Эта книга пробирает до дрожи в своих страшных описаниях, цепляет за живое в своих суждениях и выводах, вызывает желание спорить своим финалом и общей идеей. Ее не читаешь, а проглатываешь, потому что при всей медлительности и обстоятельности повествования, события захватывают и до последнего ты не знаешь ответ – что решит мельник? Что он предпримет?

Я дочитываю книгу и ловлю себя на мысли – как мало изменился человек за последнее столетие. Все так же сердце спорит с рассудком, все так же совести нужен судья, все те же слова, жаждет услышать виновная душа - я прощаю тебя, ты не виноват…

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
jedaevich
Nov. 30th, 2016 09:51 pm (UTC)
Спасибо за такое эмоциональное и настоящее.

Ну и да, +1 к впечатлениям об этой книжной серии. Мне она начала очень нравиться с Перл Бак, и ком растёт.
neosonus
Dec. 4th, 2016 12:50 pm (UTC)
Не за что... Спасибо за отклик! Хорошая книга, жаль, что автор так мало известен.

А я эту серию только для себя открываю. Чувствую впереди много всего интересного)
( 2 заявки — Оставить заявку )