?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Саган Немного солнца А ведь я уже читала Саган – удивленно думаю я, всматриваясь в обложку. «Любите ли вы Брамса» четыре года назад (противоречивые впечатления, но, в целом, понравилось),  шесть лет назад «Здравствуй, грусть» (хотелось кричать и спорить), «Поводок» восемь лет назад (с претензией, не впечатлило), «Волшебные облака» (сильное произведение)… Были еще какие-то романы, но из памяти они исчезли, оставив после себя легкий шлейф прекрасной и загадочной Франции. Да, я уже читала ее, так почему же, открыв одно из самых известных произведений Франсуазы Саган, я испытываю такое отторжение? Не осталось и в помине легкого флера Парижа, упрямой свободолюбивой женской натуры, неясной грусти, ничем не объяснимого чувства утраты, перламутровых оттенков одиночества и жемчужно-серого ощущения неуверенности в себе. Да, Франсуаза Саган не моя любимая писательница, я с большей готовностью вступлю на сторону ее критиков, чем поклонников, но все же надо признать ее талант! Она умела воссоздать неповторимую атмосферу Франции 50-60-х годов, ее герои были живыми, а чувства настоящими. Что же случилось с этим романом?!  Неужели его автор, та самая Саган? Этого просто не может быть.

Неумелое, совершенно дилетантское описание внутриличностного кризиса мужчины в самом расцвете лет. Депрессия, неврастения, неприкаянность главного героя не пробуждает ни капли сочувствия, не вызывают никакого сопереживания, и даже понимания (хоть в какой-то мере!) масштабов трагедии героя. Душевные терзания Жиля описаны так, как мыслит и воспринимает мир женщина. Что это? Отсутствие фантазии? Неспособность понять разницу гендерного мышления? Неумение разграничить женское и мужское начало? Или уверенность в том, что мужчины думают и рассуждают так же как женщины?! Это обескураживает. Это делает героя чужим, искусственным персонажем с надуманными проблемами.

«С начитанной женщиной спокойнее – она смутно знает, что ее ждет и что ждет ее партнера».

До зубовного скрежета, до патетического закатывания глаз, до гримасы отвращения – вот до чего способна довести книга «Немного солнца в холодной воде». Это откровенно слабое произведение наводило меня на мысль, что Саган «исписалась» (но оказалось, что этот роман написан в зените славы), что это проба пера (что опять же не так, семь отличных романов были к тому времени написаны и очень тепло встречены публикой и критиками), что это «лебединая песня» уходящей на покой глубоко старой консервативной женщины (но нет, когда она писала роман, ей было почти столько же, сколько и мне – 34). Я не знаю, в чем главная причина, но мне эта книга категорически не понравилась.

А потом я прочла Франсуа Мориака «Терезу Дескейру», и мне стало понятно, чего именно не хватало Саган. Таланта. Она просто не может писать так же гениально, как ее соотечественник-классик. Она хотела сказать многое, а получилось и мало, и плохо. Этот роман – беспомощная попытка описать смятение, безысходность человека, переосмысливающего жизненные ценности. О… Саган провалила замысел, чудовищно, окончательно и бесповоротно. Читать ли это? Решать, безусловно, вам. Лично я пока боюсь начинать у Саган что-то другое.

Comments

( 5 заявки — Оставить заявку )
mishyna_unuka
Nov. 19th, 2016 03:43 pm (UTC)
Лет 15 тому мне Саган очень нравилась. Я даже купила и прочитала три тома избранных произведений (Издательство Ламанд Энтерпрайсиз), а вот до четвёртого дело так и не дошло. То ли "наелась", то ли переросла.

Это произведение читала, но, если честно, совсем не помню, о чём оно. Зато прекрасно запомнилось название (нравится до сих пор) и тот факт, что это цитата (если не ошибаюсь) из стихотворения какого-то поэта. По-моему, про это она писала в "Страницах моей жизни"
neosonus
Nov. 20th, 2016 04:41 pm (UTC)
Я помню, что начинала читать Саган в первый раз тоже том избранным произведений, правда, там был один сборник. Я тогда не смогла дочитать до конца, внутренний протест остановил. У нее очень специфические героини, "наедаешься" быстро:)

Название, да - чудесное. Я даже не знала, что это цитата. Ради одного названия хочется читать. И ведь оно такое ёмкое... очень многие литературные произведения могли бы примерить его на себя.
streletc_art
Nov. 20th, 2016 02:28 am (UTC)
Совершенно симметрично. Неинтересная вещь, хотя, вроде, и выведена сильная, цельная женская натура. Но нет ни блеска и дерзости "Грусти", нет нежности "Брамса".
Почему-то нет пронзительности...
Не знаю, почему в советское время ей зачитывались. Вернее, знаю, догадываюсь. Больше ничего не было опубликовано.
А когда в конце 80-х хлынуло остальное, тогда стало ясно, что "Здравствуй, грусть" совершенно шедевральная повесть рядом с "Солнцем". Которое по сути и не греет и не светит...
neosonus
Nov. 20th, 2016 04:45 pm (UTC)
Вот-вот, вы очень точно сказали - нет пронзительности. Меня этот роман не зацепил. Я допустим, с очень многим в "Грусти" не была согласна, и тем не менее, там чувствовалась какая-то сила, а здесь этого совсем нет.
Может быть еще зачитывались, потому что у нас не было принято обсуждать такие вот внутренние конфликты на пустом месте? И это казалось экзотичным, удивительным? Сейчас-то все знают про депрессии и психологов... Но это я так, предполагаю. В целом же, да, думаю вы правы - ничего большего не публиковали, не с чем было сравнивать у Саган.
streletc_art
Nov. 20th, 2016 04:54 pm (UTC)
Мне другое интересно: почему именно этот роман взят. Что в нём такого-то?
Может, я чего-то лично не просекла? Я его сто раз начинала - и ничего не находила. В то время как и Брамса и Грусть помногу раз перечитала...
А сейчас опять взяла - чисто для анализа мы договорились взять, по делу - и опять мне скучно.
Может, там много лишнего? ))) Поредактировать, может, надо текст, повыбросить ))
( 5 заявки — Оставить заявку )