?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рубина Леонардо
Очевидные противоречия человеческой натуры всегда вызывали у меня жгучий интерес и любопытство. Казалось бы, взрослый человек, а с готовностью верит в сказки и фантастические истории, очень образованный господин с легкостью попадает в примитивные маркетинговые сети, благоразумные и во всем прочем рассудительные люди поддаются элементарной манипуляции политиков и пиаршиков. Общество в своем развитии движется вперед семимильными шагами, подавляя и контролируя свою биологическую сущность, но нет-нет, а вдруг покажет свой звериный оскал разгневанный человек, у кого-то замрет сердце в незнакомом темном помещении, проступят природные инстинкты, даст о себе знать та часть нашего я, которую психологи именуют «скрытой». Дина Рубина играет на подсознательных страхах своих читателей, обращается к той части нашего мировоззрения, в которой еще остались лазейки для веры в чудесное и необъяснимое, и осторожно, чтобы не спугнуть, нагнетает атмосферу загадочности и таинственности. Беспроигрышный вариант, не правда ли?

Девочка Аня была необыкновенным ребенком. Чрезвычайно сообразительная, бесстрашная, умная, не по годам развитая, талантливая, она умела предсказывать будущее, называть дату рождения незнакомого человека, и до смерти пугала окружающих своими необыкновенными способностями. Она умела заглядывать в зеркала, она видела этот мир под другим углом. «Миг узнавания себя в зеркале всю жизнь был как затяжной прыжок с парашютом. Никогда не умела мгновенно слиться со своим отражением. В первый миг были – встреча, оторопь, сердечный толчок: кто-то в твоей одежде. Надо было себя перевернуть…».

И вот я, все еще будучи под большим впечатлением от «Русской канарейки», с удовольствием читаю о детстве Нюты в Киеве, о коммунальной квартире, о соседях, футболе, киевских трамваях, улицах и переулках, «каменные ступени, подворотни, перепады высот, замшелые лесенки с одной улицы на другую. Запах прелого, слежавшегося тополиного пуха, а над ним – одуряющий запах лип и непередаваемо тонкий, как звук далекого английского рожка, вечерний аромат бархатистых лиловых цветков с оперным именем «метиола». Ах, как же волшебно Дина Рубина описывает те времена, те запахи и тех людей. Я, которая родилась в 83 году и никогда не бывавшая на Украине, никак не могу знать ни волшебного запаха арнаутской булки, ни особой атмосферы коммунальной квартиры, не видела я никогда «огромного каштана, обуянного сливочно-белым волнующим цветом». Но все это, каждая мелочь, каждый уголок, каждая деталь – кажутся беспредельно родными, милыми сердцу, неотделимой частью меня самой. Разве не чудо? Талант. Только Рубина так и умеет, феномен ложного прошлого, вот как я бы назвала этот эффект.

И все бы ничего – такая волшебная история, такой чудесный язык, да только чем дальше сюжет, тем книга и ее герои дальше от меня самой, и аура чуда рассеивается сама собой, и остается лишь текст, события, факты. Где-то неожиданные, где-то логичные, но уже – чужие. Мне не близка тема цирка, даже в детстве я как-то не особо любила туда ходить, и заглянуть за кулисы, посмотреть на жизнь цирковых актеров мне не интересно. Описания зарубежных гастролей, герои итальянцы/французы/проч. не вызывают у меня ни капли привязанности или сопереживания. Факт их существования просто принимаешь как неизбежное, не особо веришь в их страсти и трагедии.

Не знаю в чем секрет Рубиной, но вот уже вторую книгу мне гораздо больше нравится читать о родном, о «моем» прошлом, и совершенно не близки описания других стран и городов. Вряд ли дело в том, что я не была в Лондоне или Париже. В Киеве я ведь тоже не была, но, тем не менее, готова перечитывать эти страницы сотни раз. Наверное, это особый мир, который просто не мой. Вот и всё.

А книга хороша. Во всех отношениях. И мое впечатление, как всегда исключительно субъективное, не является каким-либо важным фактором в вопросе – читать или не читать. Читать обязательно! Эта книга из тех, что способны стать любимыми. Рекомендую.

Comments

( 3 заявки — Оставить заявку )
bukogolik
Oct. 24th, 2016 11:00 am (UTC)
А ты читала "На солнечной стороне улицы"? Это единственное, что я читала у Рубиной и просто влюбилась в описываемый ею Ташкент.
neosonus
Oct. 27th, 2016 05:09 pm (UTC)
нет, не читала, но кажется у меня такая книга есть в Омске... Вообще, память ужасная. Я тут ходила в библиотеку. три часа ходила между полок - выбирала, в конце концов взяла Франсуа Мориака, а когда пришла домой со смутным беспокойством, решила проверить, нет ли у меня такой книги. Ну, как можно догадаться - она у меня есть. При чем точь в точь именно такая! Она правда в Омске, но ведь не важно! Я своими же руками покупала ее, и совершенно забыла((( Ужас.
Теперь не хочу читать библиотечную, смысла не вижу. В библиотеке хочется брать что-то чего дома нет, вроде как бонус какой-то))
bukogolik
Oct. 27th, 2016 09:05 pm (UTC)
О, у меня тоже так бывает :) Хотя книг меньше, чем у тебя.
Мориака я читала в универе по программе "Клубок змей", и это было мое самое смутное и тяжкое учебное чтение почему-то. С тех пор обхожу его. А с библиотекой меня посещают те же мысли, совершенно. Даже с учетом того, что дома куча непрочитанных книг, хожу между полок с мыслью "домашние я всегда почитать успею, а на эти есть только здесь и сейчас" :)))
( 3 заявки — Оставить заявку )