?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бёлль Борзиг Приглашение на чай к доктору Борзигу. Итог. Час ожидания.

О том, что малая проза по определению более мощное и опасное оружие мне отлично известно. Тем более, когда речь идет о Генрихе Бёлле. Гениальный писатель сражает наповал своей большой прозой, его романы рапирой пронзают страхи загнанного и запутавшегося сознания послевоенной Европы, а его рассказы, как острые кинжалы, разят читателя своей неподкупностью и реалистичностью. И все бы ничего, но ведь гениальный человек гениален во всем. И вот я делаю для себя открытие. Оказывается, Генрих Бёлль владеет еще более метким и острым оружием, чем рассказы – короткие радиопьесы, которые способны за несколько страниц выстрелить  в самое сердце и остаться в нем навсегда.

Приглашение на чай к доктору Борзигу. Творческий путь, как и любой другой, может обернуться дурной дорожкой. И вот уже ты, мечтавший о высоком слоге поэзии, крапаешь незаурядные рекламные слоганы, и вместо оды&поэмы пишешь хвалебный текст для фармацевтической компании. Что это – продажа души? Или таланта? Это уступки перед самим собой или это компромисс с жестокой действительностью? С чем можно смириться, а что никогда себе не простишь? И надо ли вообще задумываться над подобными вопросами, если в данный момент есть буквально нечего, и живешь ты в какой-то конуре…

Итог. Представьте, что вам осталось жить час. Нет, я не предлагаю вам лихорадочно перебирать в голове какое последнее желание вы загадаете золотой рыбке, или сами срочно будете его исполнять. Раз уж вам остается час, то будем откровенны – вы прикованы к кровати, долгая и изнурительная болезнь истощила ваши силы, и единственное, на что вы еще способны – это говорить. Что бы вы сказали своей второй половинке? Сознались бы в самых страшных грехах или унесли бы их в могилу? И можно ли воспринимать как грех жгучее желание жить и любить, не смотря ни на что? Если семья священна, а брак незыблем, значит ли это, что сердце заперто на тысячи замков?

Час ожидания. Вычеркнуть прошлое из своей жизни иногда удается легко и просто. Одним росчерком пера сила мысли зачеркивает прошлые привязанности, безответную любовь, несправедливость, обиды, одиночество… Это бесконечно больно, но зато какой результат! Долгие годы можно не приезжать на Родину, а оказавшись там проездом (всего час между двумя поездами), можно лишь излить душу случайному прохожему и… Что еще… Чтобы еще сделать, сказать, вспомнить в этом чудовищно близком и уже безнадежно чужом городе? И как смириться с мыслью, что еще не поздно, хотя это «поздно» было каменной плитой похоронившей последнюю надежду тогда, в то время, когда он уезжал из города… Что?

Радиопьесы Генриха Бёлля – высококонцентрированное искусство, которое производит очень сильное впечатление на своего читателя. Каждая из них на первый взгляд, похожа на банальную и не особо глубокую историю. Ну, да – честь или деньги, семья или долг, одиночество и гордость – ничего нового! Но на поверку, каждая из них оказывается гораздо более многозначной и ёмкой, каждая – как бомба замедленного действия, взрывается на последних строчках, осколками вгрызается в память и время от времени дает о себе знать.

Генрих Бёлль фантастически талантливый писатель. Его наследие – романы, повести, рассказы, пьесы и эссе – достойны самого пристального внимания. Потому что каждое – вечно, потому что актуальны до сих пор. Потому что не читаешь, а зачитываешься. А потом еще долго прокручиваешь в голове диалоги и отдельные фразы.

И если продолжать мою метафору с холодным оружием, я бы сравнила эти пьесы с острыми стрелами (это холодное оружие, я проверяла), выпущенными в самый центр мишени.