?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фоер
Наверное, стоило бы промолчать.
Знаете, это неловкое чувство, когда перед лицом чужой боли и потери не знаешь, что сказать, не находишь подходящих слов. Слова, любые, выглядят слишком убого, слишком избито и банально.
Слова, ты сам, все эти официальные церемонии и речи чудовищно неуместны. Потому что ничего уже не поправить, не изменить. И помочь тоже невозможно.
Да, наверное, единственно верным было бы промолчать.

Но странное дело, эта книга написана так, что превращает своего читателя не просто в свидетеля, неловкого гостя, растерянного знакомого или сочувствующего очевидца, а в соучастника, сопереживающего и проживающего несколько месяцев из жизни маленького мальчика. Читая эту книгу, незаметно для самого себя, становишься частью этой жизни. И этой потери. 11 сентября 2001 года. Две башни, несколько наспех записанных сообщений на автоответчик, и разлетевшиеся по всему городу микрочастицы людей, которых больше нет. Жутко громко. Запредельно близко.

Джонатан Сафран Фоер  написал книгу не только об одной трагедии. Он написал книгу о любви. Избито? Нисколько. Потому что каждый раз каждый человек проживает это чувство заново, и каждый раз верит, что никто не любил так, как любил он, и никто никогда не полюбит так же…

Далекие предвоенные годы в Дрездене, Америка в мирное время, события до 11 сентября и после, наше время, переплетение прошлого и настоящего. Повествование чередуется, то мы слышим мысли человека, потерявшего все слова, и общающегося с внешним миром через бумагу и ручку, то через мысли любящей бабушки, которая когда-то была маленькой девочкой, и пыталась понять, каково это – получать письма. Но чаще всего, мы рядом с 9-летним мальчиком, который отправился в путешествие по современному Нью-Йорку в поисках двери, которую откроет случайно найденный ключ. Последняя ниточка, связывающая его с отцом. Последний привет из прошлого…

Не бойтесь – эта книга вовсе не выжимает слезы из своего читателя, не давит на жалость и не плавит ваше сердце и душу. Фоер рассказывает о своих героях слишком бесхитростно и откровенно, немного буднично, немного несерьезно. Он задерживает внимание на дверных ручках и разрозненных фотографиях, он вставляет целые главы слов, переданных через кнопки телефона-автомата, россыпь дневников, писем, обрывков бумаг, корреспонденцию Стивена Хокинга и страницы блокнота на которых расписывают ручки покупатели канцелярского магазина… Россыпь дней. Калейдоскоп мыслей. Незримое присутствие рядом тех, кого уже нет. Прошлое въедается в настоящее, и может быть, поэтому так запредельно много гирь на душе?

«Я всю жизнь учусь чувствовать меньше.
Каждый день я чувствую меньше.
Это старость? Или что-то похуже?»

Я не знаю, что еще рассказать об этой книге. Какие-то описания, какие-то обычные слова, метафоры и сравнения – все это уже было. А такой книги еще не было. Так что всё это не подходит. Я только знаю, что дочитав последнюю страницу, точнее пролистав фотографии на последних страницах, у меня замерло сердце, и кажется, до сих пор, я не могу спокойно говорить и писать об этом романе.
Наверное, стоило бы промолчать.
И тем самым сказать главное – я рядом. Я здесь. Держись.