?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Миколай-ПутинасСобрать всю силу воли, всё мужество, все доводы рассудка. Смотреть вперед, не опуская глаз, забыть о страхах, о сомнениях, о прошлых поражениях и боли. И о стыде перед самим собой
за эти попустительства.
Настичь врага и поразить его – себя. Борьба с самим собою, с той худшей стороной, которую нельзя простить себе.
Масштабы этой битвы определяйте сами, что будет это – сражение до самого конца, или короткий бой – как ритуал сомнений, который вы продолжите потом. А может быть, вы сложите оружие, наступит мир, согласие, любовь?
Вы прекратите вечную вражду достойно, но прекратите ли? Останется вопрос…

Борьба человека с самим собой, непрекращающаяся, долгая, для кого-то бессмысленная, для кого-то, определяющая всю жизнь, – тема, которая меня всегда волновала. И не только в силу собственной заинтересованности (вопрос «бороться с собой или жить в мире» не стоит передо мной, в принципе), но и в вариантах развития событий вообще. С чем именно человеку приходится бороться в себе? В чем заключается механизм внутренней борьбы? К каким результатам она может привести или наоборот не способна? Как эта борьба отражается на становлении характера и личности человека? Этих вопросов у меня сотни, и как вы видите, я настолько к ним неравнодушна, что даже заговорила стихами))) А это в рецензиях журнала, на моей памяти впервые. Причина тому «летопись собственной гибели» - роман литовского классика Винцаса Миколайтиса-Путинаса «В тени алтарей».

Людас Васарис, главный герой романа, просыпается ранним холодным утром, осенью 1907 г в литовском городе N. В пять часов утра «девять резких, стальных ударов семинарского колокола» будят обитателей католической семинарии. Обедня, духовная подготовка, молитвы, испытания совести, занятия, наставления, часовня, обязательная рекреация, медитация, sancrosanctum sillentium  (благоговейное молчание).  Людас Васарис сегодня впервые оденет сутану, впереди его ждет 6 лет семинарии. Время испытаний и духовного выбора. За эти шесть лет, он напишет свои первые стихи, переживет первую платоническую любовь, получит первые представления о жизни духовенства, и всерьез задумается над тем, что значит любовь к Богу для него. Людас – замкнутый и тихий молодой человек, он больше смотрит, наблюдает, мечтает, чем говорит сам или действует. Он склонен к рефлексии и самоанализу, он ищет ответы на извечные вопросы, но толком не может объяснить себе сам, чего же он хочет. Противоречие его натуры, и его, вот уже определившегося, будущего, очевидно. И он решает сам для себя «когда я священник, я не поэт, когда я поэт, я не священник». Этот внутренний компромисс успокоил его сомнения.

«Иллюзия эта долго помогала ему держаться на поверхности; он был и священником и поэтом, а между тем священник и поэт вели в нем смертельную междоусобную войну».

Роман «В тени алтарей» повествует о том, как уживались и боролись эти два начала в отдельно взятом человеке, и что из этого получилось. По сути, борьба в этой книге – явление множественное. Автор прокладывает сразу несколько параллельных прямых – борьба литовцев и поляков, борьба светского и религиозного, борьба мирского, обыденного и возвышенного, духовного, борьба мужского и женского начала, борьба юности, молодости и старости, косности. Как борьба старой жизни и новой. Борьба истинной веры и сомневающейся во всем души. Борьба за спасение души. Это всё основные моменты, каждый из которых разветвляется на отдельные вопросы и сомнения. Конечно, самое главное – это религия и искусство. Причем, искусство по большому счету, уходит на второй план. Автор, который пережил все эти треволнения на собственном опыте (роман автобиографичен), расставляет готовые приоритеты. Демонстрирует все негативные стороны жизни духовенства, и подчеркивает отрыв от жизни, ограниченность людей, истинно верующих, упрекает их в фанатизме и твердолобости.

Наверное, для человека, интересующегося вопросами веры, религии, задумывающегося над крепостью своей веры – этот роман очень актуален. Но я смотрю на религию исключительно с научной точки зрения, поэтому главные метания героя меня не тронули. Меня больше волновал сам процесс, механизм внутренней борьбы. Миколайтис-Путинас очень подробно описывает все душевные порывы, каждое её движение, каждое изменение взглядов. При этом роман не скатывается к демагогии и долгим нудным рассуждениям. Он наполнен людьми и событиями, каждый персонаж в нем, четко и ярко выведен, каждый характер имеет свои особенности. И как у Чехова – ружье на стене, в конце обязательно выстрелит.

Кроме темы борьбы, этот роман меня очень заинтересовал подробностями жизни духовенства. Последнее, что я читала об этом – «Очерки бурсы» Помяловского, и это было очень давно. Мне было невероятно интересно узнать, как была устроена жизнь в семинарии, какие строгие правила там были. Например, один семинарист на каникулах снял сутану, чтобы покататься на велосипеде, когда об этом стало известно в семинарии, его исключили. Мне было любопытно, какие предметы изучались там. Например, на третьем курсе семинарии были введены – философия, психология, космология, этика, естественное богословие, история церкви, введение в Священное писание, литургика, гомилетика, нравственное богословие.  Интересно было увидеть «кухню» священников на местах. Как проходили будни и праздники, как строились взаимоотношения с прихожанами и коллегами. Это казалось чем-то необыкновенным – жизнь, в которой будничные обязанности: слушать исповеди, отпевать усопших, готовиться к проповедям. Все это – становилось обычной работой, как если бы священники были служащими в конторах, и проблема «привычки», при которой душа человека «засыпает», и работа превращается в рутину, была так же актуальна. Эта книга позволяет погрузиться в этот незнакомый мир, и увидеть его изнутри.

А еще роман интересен историческим контекстом. Вторая часть книги – осень 1913-осень 1914. Год до войны – литовская провинция, первые дни войны, настроения народа. Третья часть начинается с 1924 года, когда Литва получила свободу и пытается жить новой жизнью. Какова была эта новая жизнь, какие люди ее строили, как реагировали на новую власть обычные литовцы-крестьяне, какое место в этом государстве играло духовенство – все это можно найти в романе.

Мне очень понравилась эта книга, и за исключением патриотических лозунгов, которые мне чужды, все суждения автора разумны и дают пищу для ума. Эта книга одновременно для тех, кто только ищет себя в этой жизни, и для тех, кто уже определился и нашел свое место. В какой-то мере, жизнь каждого из нас проходит в тени алтарей.

Comments

( 5 заявки — Оставить заявку )
starspiller
May. 28th, 2016 04:50 pm (UTC)
Интересно было прочитать этот отзыв, тк я недавно тоже прочла эту книгу. Но если у вас центральным интересом был "механизм внутренней борьбы", то я читала из-за подробностей жизни духовенства.
Мне книга понравилась прежде всего "обычностью" и искренностью, т.е. этой истории веришь безоговорочно, как-будто она произошла на соседней улице, нет ощущения надуманности или натянутости. Хотя метания Васариса ваще не поняла :)

А без лозунгов, думаю, книгу не пустили бы в печать :) Она ж давняшнего года, вроде. Одним "очернением" дьяконов решили не ограничиваться. Для непонятливых ещё и лозунгов насыпали :)
neosonus
May. 29th, 2016 06:50 am (UTC)
Я не знала о чем эта книга, когда бралась за нее, если бы знала, то тоже главным была бы жизнь духовенства изнутри. А так это оказалось неожиданным бонусом. Мне просто очень хотелось прочесть какого-нибудь литовского автора, очень рада, что не прогадала . А про метания Васариса - вот такой герой неоднозначный, и даже сам автор его описывает то положительно, то негативно. То он пишет о слабохарактерности, о том, что Васарис убегает от решения проблем, то восхваляет его вдумчивость, обстоятельность, насколько чужды ему морализаторство и проч. Я так и не смогла составить о нем единого мнения. Вечные сомнения со стороны - вот так, когда это наблюдаешь с Васарисом - очень похожи на слабость... Я себя пыталась осадить, сама же всегда сомневаюсь во всем, но он и в самом деле не производит впечатления человека, на которого можно положиться... Не знаю. Его метания создали негативное впечатление. А как вы к нему относитесь?

Книга написана в 1933, без лозунгов никуда)) С одной стороны, Литва была еще свободна до 1940. С другой стороны, писатель, насколько я помню, умер в 1967, и чтобы издаваться в СССР, должен был приспособиться к новой власти, вполне возможно, что он отредактировал текст, или просто вставил какие-то призывы. В целом, если сравнивать с ультра советской прозой, эта книга очень европейская. Там столько душевных метаний - советский человек по определению не должен был ставить такие вопросы перед собой. Книгу напечатали у нас, если я не ошибаюсь в 1958, так что это все последствия оттепели. Хотя опять же ее несколько раз переиздавали, уже после оттепели... Все-таки странно, что такие книги у нас продавались. Она слишком не вписывается в общую идеологию, даже со всей критикой церкви.
starspiller
May. 29th, 2016 03:47 pm (UTC)
Действительно странно, что эта книга вообще случилась :) Ещё страньше, что она дожила до эпохи интернета и кто-то её сканировал. А ведь могли списать в библиотеке на растопку и всё, привет! :)
О Васарисе... До того момента, как он начал писать стихи, я относилась к нему положительно, хотя и сочувствовала, что он идет в ксендзы ради того, чтобы родители гордились. Обычно, если гордость родителей - единственная причина какого-либо поступка, то потом человек очень скверно себя чувствует и думает о себе, он банально разочарован, не видит перспектив и тд.
Но с того момента, как он начал метаться между стихами и служением, я стала читать о нем с раздражением. Возможно, это потому, что я тут реально не поняла как вот можно выбирать тут. Ну ведь можно быть и классным дьяконом и писать стихи. Чё метаться-то?! :) Возможно, ситуация для него усугубилась тем, что он как-раз таки не считал себя хорошим священником... Короче, к середине книги своим метаниями он меня так выбесил, что я подумывала бросить книгу, но потом вспомнила, что меня к книге привели не его страдания, а быт священников, то уж решила дочитать :) Вообще, я читатель избалованный, и если уж читать метания, то более тонко выписанные что-ли... Ну, или просто задевающие совсем другие чувства :)
Сегодня вот думаю, что если бы выбросить из книги это центральное метание и оставить всё остальное, то книга была бы интереснее, ближе, понятнее что-ли. Хотя, к автору ли это претензия?
В конце концов, жил-был Ухтомский, с духовной академией в анамнезе, страдал по своей Варваре Александровне, она его на коленях умоляла (читать со скидкой на эпоху) взять её в жены, он и сам страшно по ней сох, а вот решил же человек, что статус "монаха в миру" для него важнее личной любви и отказал девице :) А Миколайтис-Путинас в реальности выбрал женитьбу :)
Короче, Васариса я не очень уважаю, но то, что книга вызывает противоречивые чувства - это плюс :) Значит, всё же автор указал мне какое-то моё слепое пятно, которое предстоит увидеть и разъяснить себе что-ли.
neosonus
May. 31st, 2016 06:03 am (UTC)
Значит Ухтомский пишет о подобном нравственном выборе? Почему-то он всегда ассоциировался у меня с какими-то морализаторскими поучениями...
Сложно сказать, кто из них был прав:) Я бы лично выбрала бы семью, сто процентов. Вопрос приоритетов, но, конечно, такой поступок Ухтомского говорит о необыкновенной силе воли. Вряд ли у Васариса (как прототипа автора) она была. В конечном счете, я думаю, он подвержен чужому влиянию.
Мне кажется, у него было не получилось быть и хорошим ксендзом и хорошим поэтом. Он уже не мог писать про природу, про погоду, а все остальное - грех. И о себе писать, и чувствах и тем более о женщинах. Другой вполне мог бы сочетать, но не он. Вот опять же - это к вопросу о личных приоритетах. Получается, что если бы он сам изменил свое отношение, все бы у товарища хорошо было:)
А по поводу тонкости описания метаний. Да, согласна, я тоже встречала гораздо более тонко выписанные, более пронзительные движения души, и пока читала, вспоминала о них. И вот тут как раз плюс автору - потому что он вроде бы пишет простовато, может быть даже грубовато, но меня подкупил. Он описывает так реалистично, мне кажется, так и бывает у среднестатистического человека. В Васарисе видишь одного из знакомых, его узнаешь.
Вот всё я про свою ложку дегтя вспоминаю - про лозунги. И думаю, что если бы их убрать - все было идеально. В общем, что-то нам однозначно хочется убрать из романа:))
starspiller
May. 31st, 2016 02:09 pm (UTC)
Ну, Ухтомский свой выбор так тщательно не препарирует. Есть его книга "Интуиция совести" - в большинстве своем, это его письма той самой Варваре, потом ещё письма другим людям и дневиковые заметки всякие. И в этих письмах всё так вскользь, полутенями, полунамёками, видно как у него душа разрывается от этой невозможной любви, но он упорно продолжает писать ей письма про всякое духовное, лишь бы вообще иметь благовидный предлог столько писать и писать так страстно. А потом - бах" - посреди всего этого чёткая фраза, что было предложение, но он вот подумал и решил - нет, никаких жён. И дальше снова поток этих надрывных писем. И никаких воздыханий, никаких соплей и рюшиков, вроде всё про общие темы, но йолки! что там Варвара - тут я слёту влюбилась в чувака! :)))
Я Ухтомского не воспринимала как морализатора, потому что в момент встречи с книгой я поняла, что именно в этой книге найду ответы на те вопросы, которые не давались мне уже пару месяцев как.

Ну, а правы были оба, наверное. Каждый из них поступил тем способом, который считал для себя наилучшим или единственно возможным с их точки зрения. Конечно, толку бы с Васариса-ксёндза было мало, если бы он всю жизнь провел в этом метании. Как, скорее всего, и мало было бы толку с Ухтомского-мужа, если бы он считал и мучился тем, что поддался минутной слабости. В любом случае,мне поучительно было прочитать про оба пути.

А как бы выбрала я - даже и не знаю. Никто никуда меня не зовёт: ни в монашки, ни замуж :)) Хотя скорее всего, пошла бы путём наименьших душевных затрат. Может, потому так и недолюбливала Васариса, что не хотела признавать в нём что-то такое, что свойственно и мне?

Повезло автору, что не нам с вами он принес рукопись, а то мы б накромсали :)))
( 5 заявки — Оставить заявку )