?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бёлль Адам Тому, что этот роман Генрих Бёлля сделал его всемирно известным, я нисколько не удивляюсь. Потому что уже с первых строк эпиграфа – он задевает за живое.

«Война – это не подвиг, а лишь его дешевый суррогат.
Война – это болезнь, эпидемия, вроде сыпняка…»
Антуан де Сент-Экзюпери «Полет в Аррас»

Не знаю как вы, а я, прочтя эти слова, сразу вспоминаю тех наивных и восторженных героев из «Семьи Тибо» дю Гара, которые мечтали поскорее попасть на войну. Или просто – из века в век утвердившееся мнение, что на войне можно стать мужчиной, проявить себя. Вот вам, глупцам, истина! Война – это не подвиг! Война – это болезнь! Нет ничего нормального в том, чтобы убивать других людей, и тем более, ничего великого.

Но не буду углубляться в эпиграфы, иначе не успею рассказать о самом романе. «Где ты был, Адам?» - одно из самых лучших произведений Бёлля, из числа тех, что я читала
(пальму первенства отдам все же «Глазами клоуна»).

1944 год. Немецкая армия отступает, госпитали сворачиваются и эвакуируются дальше на Запад, партизаны активизируются, военная обстановка на линии фронта выходит из под какого-либо контроля и превращается в беспорядочное бегство, в концентрационных лагерях в срочном порядке расправляются с остатками заключенных, в только что освобожденных городках армия противника арестовывает и допрашивает командный состав. В еще не освобожденных городках, люди вывешивают белые скатерти из окон, или «до смешного маленький клочок красной материи, на котором были нашиты неуклюже вырезанные желтый серп и белый молот». И роман показывает нам калейдоскоп этих событий, перемещая читателя от главы к главе к новому герою, с его мыслями, беспокойствами и тревогами. В каждой главе попутно – чья-то чужая жизнь, биография, осколок чужой жизни. И война, которая и без того перемешивает человеческие судьбы, оказывается сотканной из миллиардов таких жизней, банальных, обычных, ничем вроде бы не выдающихся жизней…

Один из моих самых любимых литературных приемов – временная цепочка событий, взаимосвязь малознакомых героев, параллельное развитие событий. В одном эпизоде некто продает еврейскому портному свои брюки, гуляет по городу и сетует на отсутствие у него знаков отличий. В следующем эпизоде некто номер два прощается с любимой девушкой, надеется на встречу, уезжает на фронт в фургоне, по ночной дороге, то обгоняя, то отставая от другого такого же, только с решеткой. Потом фургон А едет на юг, а фургон Б – на север. В следующем эпизоде некто номер один и номер два пересекаются на линии фронта, и тот первый, кстати, наконец, получит свой железный крест. А потом раз – новый эпизод, и мы уже оказываемся внутри того самого фургона, который повернул на север. Внутри которого едет тот самый еврейский портной…  Может быть, у меня не очень хорошо получилось описать структурное своеобразие романа, но поверьте, он далек от традиционного линейного повествования. И это делает его неповторимым в творчестве немецкого классика.

Отсутствие единой сюжетной линии, ни сколько не мешает восприятию. Вновь и вновь Бёлль ставит перед читателем извечные вопросы, которые непосредственно связаны с темой войны. Образ ничем не примечательного обывателя, маленькой и незаметной жизни. Мечты и желания любого человека, суть его счастья. Личная ответственность каждого за происходящее вокруг. Страдание и отпущение грехов. Любовь и равнодушие. Этот роман, как любая классика, содержит в себе сотни смыслов. Можно говорить о любом, брать то, что волнует вас сейчас, найти ответы именно на свои вопросы. Бёлль универсален.

Я не могла оторваться от книги до последней страницы. То, что критики называли «преимуществом малой прозы» (каждая глава почти как самостоятельное произведение), для меня часть единого целого, немыслимое без других. Кульминация романа заставила мое сердце остановиться. И в который раз убедиться в том, что жизнь еще более жестока, чем нам кажется. Бёлль потрясающе пишет. Он захватывает и обезоруживает. Он подкупает искренностью и честностью. Его литературный дар восхищает. Если бы я могла, то подарила по экземпляру этой книги всем своим друзьям. Просто, чтобы у них тоже была возможность насладиться качественной литературой.

«Где ты был, Адам?» – «В окопах, Господи, на войне…»
Теодор Хеккер «Дневники и ночные раздумья» 31 марта 1940.

Это второй эпиграф романа, который и дал ему название. Где был Адам, чем он может оправдать свои грехи перед Богом? А он был на войне. Он выполнял чужие приказы. Вот его алиби. Его совесть чиста.


P.S. Бонус для тех, кому интересно почитать что-то более серьезное и научное о романе - Джебраилова С.: Художественный мир Г.Белля. Структурное своеобразие романа Г. Белля «Где ты был, Адам?»

Comments

( 3 заявки — Оставить заявку )
mishyna_unuka
May. 13th, 2016 05:37 pm (UTC)
Поняла, что абсолютно не помню содержания. Правда, после прочтения прошло уже более десяти лет.
neosonus
May. 14th, 2016 04:13 pm (UTC)
Бывает. Я десять лет назад читала "Титана" Драйзера - совершенно ничего не помню. "Финансиста" - еще более или менее, но опять же даже имя главного героя не могу вспомнить:(
mishyna_unuka
May. 15th, 2016 12:13 pm (UTC)
Имена персонажей в моей голове вообще не задерживаются.
( 3 заявки — Оставить заявку )