?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Боон
«Прекрасней, чем Париж», «Болезнь», «Платная библиотека», «Год тысяча девятьсот первый»

В 1980 году в СССР вышла первая и последняя книга избранных произведений бельгийского классика Л.-П. Боона. Составитель Юрий Федорович Сидорин должен был, с одной стороны, почтить память, ушедшего из жизни год назад, кандидата на соискание Нобелевской премии по литературе (с этим соисканием, к слову связана трагичная история – Боон получил письмо с  приглашением явиться в посольство Швеции по поводу выдвижения его кандидатуры и в тот же день умер от сердечного приступа). А с другой, составителю нужно было продемонстрировать яркий талант и выбрать самые значительные, выдающиеся произведения. А еще напоминаю, на дворе был 1980 год, новый виток Холодной войны после ввода советских войск в Афганистан, и последние годы эпохи застоя… Поэтому в книгу избранного вошла разоблачающая и обвиняющая повесть «Моя маленькая война», очень резкая, очень откровенная и жестокая. Судя по рецензиям с иностранных сайтов, на которые я наталкивалась, ища информацию о Бооне, можно предположить, что часть глав все-таки убрали, дабы не смущать советского читателя. Вторым в книге шел роман «Забытая улица», который идеально подходил для иллюстрации «прогнившего буржуазного общества», а что потом? А потом шли 4 рассказа, выразительные, автобиографичные, наполненные иронией и жизненной силой.

«Прекрасней, чем Париж». В один промозглый дождливый день автор отправляется на несколько дней в Амстердам. Который, уж поверьте ему – прекрасней, чем Париж. И хотя это не он сказал, но полностью с этими словами согласен. Рассказ, написанный в виде коротких, остроумных, метких путевых записок. Дорога, таможня, ресторанчики, музеи, ночь в чужом городе, экскурсии. Все это проникнуто такой мягкой иронией, и такой любовью к Амстердаму, что рассказ буквально проглатывается в считанные минуты, и вызывает бесконечную грусть из-за скорого расставания. Легкий слог, анекдоты и забавные случаи из жизни напоминают блог или колонку в журнале. Очень понравилось.

«Однажды писательница Йоханна ван Вауде поселилась тут на время в крестьянской избе. И вот в одно прекрасное утро сосед говорит ей: «Вчера вы ни разу не вышли из дома». – «Это правда, но как вы об этом узнали?» - удивилась писательница. – «Очень просто. Моя дочь целыми днями сидит у окна с биноклем и смотрит в вашу сторону».

«Болезнь». Признаться, я не ожидала такого счастья – казалось, я не рассказ читаю, а лично знакомлюсь с человеком, чей роман только дочитала. Боон пишет о том времени, когда он закончил «Маленькую войну», о реакции его родителей и жены, о том, как он задумал сюжет «Забытой улицы», но, главное – это о своей напасти, болезни. История о том, на каком уровне была медицина в оккупированной Бельгии, и что переживает человек, вынужденный стать иждивенцем, не в состоянии мириться с физической болью, и недоверчиво наблюдающий за врачами-шарлатанами. Черный юмор и доля пессимизма делают этот рассказ неповторимым.

«Платная библиотека». После того, как главный герой (автор) узнал, наконец, чем он болен, встал вопрос о том, чем зарабатывать на жизнь человеку, которому предписан полный покой. И вместе с женой они придумывают невероятный план – открыть платную библиотеку. Этот рассказ мне невероятно понравился. И потому, что я очень люблю книги, а здесь много суждений о том, что в этих книгах пишут и о книжной судьбе. Во-вторых, интересны люди, с которыми пришлось столкнуться главному герою, все те маленькие, но странные или забавные случаи, связанные с библиотекой. И как всегда подкупает простота и искренность. Боон пишет о самом себе, о том, почему он пишет книги, ради чего, свои самые сокровенные мысли… Очень понравилось!

«Год тысяча девятьсот первый». Строго говоря, это не рассказы, а выдержка из одноименной книги Боона. И это последнее произведение произвело на меня одно из самых сильных впечатлений от всей книги. По материалам полицейского архива родного города Алст, Боон написал летопись 1901 года. Со всеми злоключениями, нелепыми и трагичными происшествиями, несправедливыми и жестокими. Это картинная галерея человеческих характеров и проступков. И скупые, очень лаконичные истории Боона делают историю города живой. Эта отстраненность позволяет самому наполнить события эмоциями. Знаете, это очень похоже на кадры документального фильма, когда звук не нужен, потому что сама картина производит неизгладимое впечатление. И эти короткие зарисовки, при всей своей простоте, смогли показать всю сложность жизни города, все оттенки человеческих пороков и даже добродетелей. Очень советую. Для меня "1901" – лучшее в книге.

Когда я дочитала книгу Боона и перевернула последнюю страницу, мне стало совершенно ясно, что это сочетание повести, романа и рассказов было идеальным. Искренность и беспощадность «Маленькой войны» меня подкупила и продемонстрировала всю глубину понимания жизни Боона.  Роман, от которого трудно было оторваться, и который сам Боон, оказывается, считал утопией – поразил психологизмом и сценами из жизни нищих телом и духом. А рассказы, со всей их биографичностью и документальностью буквально влюбили в писателя. В этих рассказах я увидела Боона-человека, не голоса, не автора, а человека. С его мрачной иронией, нетерпимостью, неидеальностью, внимательностью, с его несчастьями, идеями, мыслями. И вот я уже по-другому вижу и повесть, и роман. И сам писатель стал ближе и понятней…
Если когда-нибудь вам в руки попадет книга Луи-Поля Боона, прочтите ее, и вы не пожалеете. Это тот самый случай, когда писатель созвучен времени, когда темы универсальны, а язык предельно ясен. Это книга завтрашнего дня.