?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноМарт. Часть 2.

Порой, самые очевидные вещи, вроде бревна в собственном глазу, не замечаешь, пока тебе кто-нибудь об этом не скажет. Для меня таким бревном стала фраза, мимоходом брошенная одним журналистом, о том, что сейчас век сериалов. Хм. Раньше я об этом совершенно не задумывалась. Впрочем, трудно заметить что-то, не абстрагировавшись и не отстранившись от предмета «изучения». Ведь по факту – я сама живу в пространстве сериалов. Я выросла на «Санта-Барбаре», «Просто Марии» и «Богатые тоже плачут», я бежала домой после школы, боясь пропустить очередную серию «Элен и ребят», ««Друзей» и «Спасателей Малибу». Поздним вечером дома я обожала смотреть «Коломбо» и «Секретные материалы».  Я выросла, повзрослела, получила высшее образование и пошла работать, но ничего не изменилось. Были «Шпионка», «Секс в большом городе», «Доктор Хаус», «Герои», «Отчаянные домохозяйки», «CSI» и «Кости». А потом появился несравненный Кураж Бамбей. Мою жизнь можно раздробить на сериалы. Это звучит ужасно. Но ведь это правда.

Я не люблю давать категоричных оценок, и потом мне кажется, что парой предложений тут никак не ограничиться. Судя по тенденциям,  век сериалов еще даже не на пике своей популярности и дальше будет больше. И ответить на вопрос насколько это плохо или хорошо, можно лишь в серьезном исследовании. Чтобы и психология, и социология, и антропология, и эксперты в области кино, сказали свое слово.  А пока, я пытаюсь из элементарного чувства противоречия смотреть меньше сериалов. Ну, или хотя бы не «подсаживаться» на новые…

В этот раз я писала о фильмах, почти как о книгах. Поэтому получилось многословно, но, надеюсь, полезно. Так что этот кусочек КиноМарта совсем небольшой. Бразильско-карнавальная интерпретация мифа об Орфее и Эвридике, первый советский сериал 1926 года и пара работ современных режиссеров.

8.18. «Черный Орфей» Бразилия, Франция, Италия, 1959. Реж. Марсель Камю.

Премии. Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь. Золотой глобус: Лучший иностранный фильм (Франция). Оскар: Лучший фильм на иностранном языке (Франция).
Номинации. Британская академия:
Лучший фильм.

Когда я искала информацию об этом фильме, то обнаружила любопытный факт. Оказывается, «Черный Орфей» был любимым фильмом матери Барака Обамы, о чем он написал в книге «Мечты моего отца». Понятия не имела о существовании этого произведения, а пятнадцать минут интернет-сёрфа просветили меня насчет того, что мама у Обамы, оказывается, была белая, с предками работорговцами, президентами и каплей (опять же, не факт) крови чероки. Сам же американский президент этот фильм не любит. Для него это было болезненным напоминанием о бесправном и угнетенном положении рабов, а мама, «бедная девочка из Канзаса, могла только мечтать об экзотичных, чувственных удовольствиях» чужого мира. Хм. Если учесть, что этот фильм – яркий, красочный, карнавальный – повествует о классическом мифе Орфея и Эвридики, т.е. там, в принципе, нет какого-то политического или расистского контекста, то это комментарий от глубоко уязвленного человека. Видимо, маленький черный мальчик, которого воспитывала белая бабушка в 70-х годах, не смог воспринимать фильм отстраненно от цвета кожи.

Да, в этом фильме главные герои черные, собственно, поэтому и «Черный Орфей» (на языке оригинала - Orfeu Negro).  Но для меня, по понятным причинам, это лишь экзотичное перенесение древнегреческого мифа в жаркую Бразилию. Эта экзотичность и яркость подчеркивается тем, что действие происходит не просто в Бразилии, а во время знаменитого бразильского карнавала, с зажигательной сальсой, стройными девушками и юношами, яркими нарядами и фантастической музыкой. И конечно, миф заиграл другими красками. А любовь из бесплотного предания седых времен, превратилась в жаркую, неистовую румбу, где страсть толкает на самые безрассудные поступки. И острая на язычок Мира, невеста Орфея, превращается в безумную, ревнивую Вакханку. Все как в мифе. Даже Гермес есть.8.2

Фильм снят безупречно. Каждый актер, каждая фраза, каждый кадр на своем месте. Удивительно, что главную роль играл не настоящий актер.  Брино Мелло был профессиональным футболистом, играл с Пеле, и зарабатывал неплохие деньги. Режиссера привлекли его внешние данные, атлетическое сложение (логично, древнегреческий же миф – Орфей должен был быть сложен как бог) и он пригласил Мелло на главную роль. Могу сказать, это был отличный выбор! Какой же обаятельный, непосредственный, красивый, искренний Орфей получился у Мелло. Раз это был его первый опыт игры, можно предположить, что он совсем не играл. Не знаю)) К слову, Брино снялся еще в нескольких фильмах после «Орфея», и вернулся к спортивной карьере. Потому как «бразильское кино тогда не финансировалось».

А еще там потрясающая панорама… Восходы солнца, вид на город с высоты гор, пронзительно синее море. Очень красивый фильм.

10 из 10.

9.19. «Мисс Менд» СССР, 1926. Реж. Федор Оцеп, Борис Барнет.

Смотреть немое кино для меня так же сложно, как и следить за субтитрами. По тем же самым причинам. Не люблю я "читать" кино, для меня изображение и звук в кинематографе воспринимаются изначально единым целым. Но, да – хочешь ознакомиться с редкими, недублированными фильмами, как  «Капитан Абу-Райед», или с классикой кино, как с «Мисс Менд», приходится поступиться привычками. Этот фильм я смотрела со вступительным словом старшего куратора Госфильмофонда России П. Багрова. И благодаря этому смогла проникнуться ценностью и уникальностью ленты.

«Мисс Менд» - первый советский сериал. Его снимали в 1925 году, когда за рубежом подобный жанр активно развивался и пользовался большой популярностью, а у нас в стране полным ходом шло поглощение  госсектором частных киностудий, и цензура уже играла серьезную роль.  Межрабпом-Русь, как последний осколок коммерческой киностудии, решил экранизировать роман Мариэтты Шагинян "Месс-менд или Янки в Петрограде". После переработки сценария "Месс-менд" превратился в «Мисс Менд» и растянулся на три серии. Федора Оцепа, первого режиссера, никто не воспринимал всерьез, считая его представителем дореволюционного кинематографа. А сегодня это классик советского и американского кино, и его воспринимают как одного из самых ярких представителей кинематографа первой половине ХХ века. А Борис Барнет в 1926 году, наоборот, был всеобщим любимцем, которому прочили блестящее будущее (увы, это будущее ему прочили всю жизнь, вплоть до 1955 года, когда он покончил жизнь самоубийством от тяжелой депрессии). Барнет внес в фильм неповторимую легкость, за которую его так полюбили зрители. Режиссерам дали полную свободу, и не ограниченные в финансовом плане, они снимали фильм, по словам Петра Багрова, совершенно бесшабашно, бесхозяйственно и анархично. Серьезно относиться к подобному сценарию они просто не могли, и превратили «Мисс Менд» в некий капустник. Кроме юмора и шуток, они пародировали многоуважаемых классиков немецкого кино, экспериментировали с композицией и монтажом, и попробовали свои силы в необычном для себя жанре вполне успешно.

А когда фильм был снят, цензура пришла в ужас. На «Мисс Менд» написали совершенно разгромный отзыв, но фильм обошелся слишком дорого, чтобы его совсем запретить. Поэтому постановление было таким – показ разрешить, но при условии а) вырезки длиииииного ряда сцен, б) запрет на вывоз из страны (нечего СССР позорить). И потом 7 лет, этот фильм пользовался бешеным успехом в Советском Союзе, пока в 30-е годы его окончательно не запретили.9.2

Лично мне трудно воспринимать немое кино, я в последний раз смотрела подобное в детстве. Так что поставить высокую оценку не могу. Но очень многое мне понравилось. В первую очередь, конечно, сама атмосфера. Это невероятно – Москва и Петроград 1925 года (съемки проходили там). Улицы, фрагменты урбанистических пейзажей, автомобили, «бары» (деревянные избы-кабаки), одежда и прически. Действие сериала в 1 серии происходит якобы в Америке, и то, как видели русские американское кабаре, очень забавно. Во-вторых, это чувство юмора. Например,  репортер, переправляющийся в Россию на корабле незаконно, прячется в маленьком деревянном ящике, а на вопрос, как у него дела, отвечает, что «каюта узковата». Впрочем, перечислять шутки, неблагодарное дело. Имеет значение контекст. Еще мне невероятно понравились актеры, тем более, что в этом фильме они не просто играли – они импровизировали, примерно зная общее направление сценария и финал. Актеры в «Мисс Менд» «играли в игру», «играли в Америку». Больше всего, конечно, Игорь Ильинский, для которого это был уже пятый фильм и который был самым популярным актером немого кино в СССР. Его обаяние покоряет даже через 90 лет. И хотя сам Ильинский не любил эту роль, но именно она стала одной из самых известных его ролей. А второй мой любимец – это маленький Джон «гроза соседей». Я влюбилась в него после сцены, где  пятилетний малыш с самым серьезным видом спрашивает взрослого дядю-гостя «А ты собаков и человеков рисовать  умеешь»? Игра актеров прекрасна. И не только людей) Пес «слопавший чуму» играет просто замечательно)) А последствия этой «молниеносной чумы» на корабле, сняты в лучших традициях современного пост апокалипсиса.

В «Мисс Менд» много таких изюминок, которые позволяют проникнуться той эпохой. Непривычный русский язык, непривычные обороты и метафоры. Это делало многие серьезные вещи смешными - «Невинный на вид изолятор», а внутри «миллионы чумных бактерий». Какое-то умиление вызывали опечатки на табличках с текстом «Вы немедленно должны скрытсья». Смотришь, и как никогда чувствуешь человеческий фактор. Живых людей по ту сторону экрана.

Этот сериал – энциклопедия кинематографа России 20-х годов, всего, что было в нашем кино искусстве тех лет. Это памятник, с которым познакомиться сейчас даже интереснее, чем тогда. Кино «не великое, но выдающееся». Советую.

8 из 10.

1010. «Жапплу» Франция, Канада, 2013. Реж. Кристиан Дюге.

Номинации. Сезар: Самая многообещающая актриса (Лу де Лааж).

Это вдохновляющее кино. Кино для тех, кто сомневается в своем выборе, кто не перестает задаваться вопросом – а на ту ли лошадку я поставил? Эта фраза может быть сказана как буквальном смысле, так и в переносном. И это так важно понять, что мы можем выбрать очевидного аутсайдера, но именно он приведёт нас к победе.  Фильм, основанный на реальных событиях о том, как слишком молодой и неопытный наездник стал золотым чемпионом олимпиады в Сеуле на слишком молодом, неопытном и низком коне Жапплу.

Жапплу по всем параметрам не подходил для серьезных соревнований – он норовил скинуть ездока, проявлял свой характер в самый ответственный момент, был слишком низкорослым, и слишком неопытным. Из-за него вся команда Франции потерпела поражение на международных соревнованиях в США. Но именно он был залогом успеха. И эта мысль – оставаться со сложным, но родным, причинившим столько несчастий, но обладающим множеством достоинств – эта мысль наводила меня на отношения между людьми. Именно поэтому я считаю фильм вдохновляющим. Он многому учит нас.

Снято же это кино отлично. Я на самом деле не очень люблю фильмы о соревнованиях, но тут почти прослезилась. И главный герой, Гийом Кане, играл замечательно. Пожалуй, фильм немного затянут, но с другой стороны, благодаря этому он более реалистичен. Ведь на самом деле внутренняя борьба человека с самим собой не проходит быстро.

В целом, советую. Вполне подходит для семейного просмотра.

8 из 10.

1111. «Торт» США, 2014. Реж. Даниел Барнз.

Номинации. Золотой глобус: Лучшая женская роль (драма) (Дженнифер Энистон). Премия Гильдии актеров: Лучшая женская роль (Дженнифер Энистон).

Первые кадры фильма. Группа анонимных эммм… наркоманов? Не важно. Сидит кругом и руководитель со скорбью сообщает о том, что одна из них покончила жизнь самоубийством. Рядом стоит огромный портрет девушки Нины и группе предлагают выполнить упражнение – сказать ей то, что вы бы хотели, будь она жива. После слезливых и банальных слов, руководитель обращается к героине Дженнифер Энистон.

«- Ну, а ты, Клер? Хочешь что-нибудь сказать Нине?
- Нет.
- Знаешь, тебе будет полезно озвучить свои переживания.
- В таком случае, да. У меня есть вопрос.
- Продолжай.
- Она ведь спрыгнула с эстакады, верно? Там где 110 пересекается со 105?
- Да, но…
- И это правда, что она упала в кабину грузовика, набитого старой мебелью и направляющегося в Мексику?
- Клер, мы должны сфокусироваться на чувствах.
- И тело обнаружили только, когда машина приехала в Акапулько? А это больше 2 тыс. миль отсюда. А когда ее тело выслали в морозильной камере, она проторчала на таможне неделю, пока муж Нины оформлял бумаги? Молодец, Нина! Лично я не люблю, когда самоубийца облегчает жизнь живущим. Но, я прошу – продолжайте».

В этот момент я поняла, что фильм мне понравится. И не ошиблась.

Это очень специфическое кино. Непростое, рассчитанное на неторопливого, вдумчивого зрителя.  Оно не давит на жалость, но обостряет сопереживание. Оно говорит нам – живи дальше.

Главная героиня Клер, испытывает нестерпимую боль. Она с трудом передвигается, ее тело изрезано шрамами и следами операций, она уже год пытается пройти реабилитацию после страшной аварии, но прогресса нет. Она почти не спит, глотает горстями обезболивающее, и много думает о Нине. Она хочет понять как это было. Как это могло бы быть…

Фильм «Торт» выбивается из фильмографии Энистон. Если честно, я считаю, многие ее роли мягко говоря сомнительными. И видя низкий рейтинг «Торта», ожидала самого худшего. Но мне понравилось. Мне очень понравилось. И я не знаю, в какой степени это заслуга Энистон, а в какой сценариста, режиссера и остальной команды, но этот фильм подействовал на меня. Я почему-то отчетливо представила себя на ее месте, я понимаю, что делала бы то же самое, и вообще, она отлично справляется. Даже не смотря на обезболивающее.

Да, наверное, я субъективна, а фильм и в самом деле слабый, но в таких случаях я рассуждаю философски. Говорят, что каждый фильм снят для своего зрителя. Могу точно сказать, что я его зритель. Это мое.

10 из 10.

Comments

( 10 заявки — Оставить заявку )
starspiller
Mar. 17th, 2016 06:56 pm (UTC)
Ну почему же это (про сериалы) должно звучать ужасно? Вы вполне идете в ногу со временем :) Куда страньше было бы, если бы вы слушали грамофонные пластинки :)
Я смотрела многие сериалы, перечисленные Вами, и могу подтвердить, что продукт вполне качественный :) А поскольку я работаю мало, то день до захода солнца я отвожу под чтение (в промежутках между рутинами), а после захода - отдых и сериалы. Сейчас вот со спокойной совестью смотрю "Аббатство Даунтон" :))

Некий Арсений Хитров (якобы вполне уважаемый источник) говорит, что:

"Сериалы - Это ключевая культурная форма современности. Люди, занятые в переработке знаний, часто читают огромное количество текстов на работе, и они не готовы вечером, придя с работы, открывать роман. Люди перегружены информацией. Сериал — это непродолжительный кусок большого нарратива, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих действительно интенсивно работающих людей. К тому же сериал — это удобная тема для разговоров. Люди солидаризуются, объединяются в группы по признаку смотрения того или иного сериала.

Сериалы — это важнейшая культурная форма современности, которая предлагает образцы поведения, набор эмоциональных реакций, и именно поэтому ее очень интересно и важно изучать. Потому что через изучение сериалов можно понять, как воспроизводятся общественные отношения в нашей культуре."


Так что смело отвечайте всем настырным, что Вы не просто сериальчик смотрите, но изучаете современные общественные отношения :))

Простите за многобукв :))

А фильма ни одного не смотрела, из прошлого поста люблю только "Луговых собачек" и была рада встретить их в вашем киномесяце. :)
neosonus
Mar. 18th, 2016 05:24 am (UTC)
Наоборот, спасибо за многобукв:) Мне было очень интересно. С одной стороны, я понимаю, что это действительно важнейшая культурная форма современности , с другой стороны, кинокритики говорят о том, что из-за этого производство кино приходит в упадок, зритель все меньше и меньше смотрит фильмы...

Я, конечно, не думаю, что кино как таковое исчезнет, но ведь тенденции таковы, что сериалы поглощают наше внимание. Когда я задумываюсь над пропорциями времени (сколько я смотрю фильмов, а сколько сериалов), у меня всегда сериалы побеждали. Поэтому мне и кажется это ужасным) Но, да - я не читала об этом явлении чего-то серьезного, чтобы смело судить.

"Аббатство Даунтон" у меня в лонг листе) Слышала о нем много хорошего)

"Луговые собачки" у меня теперь тоже в любимых)) А про то, что не видели остальное - надеюсь, что-нибудь пригодится, или наоборот, не будете тратить время)
starspiller
Mar. 18th, 2016 10:56 am (UTC)
Я тоже не читала об этом явлении, но смело судить не стесняюсь :))))))))
Честно говоря, у меня фильмы тоже не в фаворитах, но есть темы, которые не годятся для сериалов из-за какой-то непопулярности, низкой продаваемости и пока не появились арт-хаусные сериалы (или это я о них еще не слышала), то с киноиндустрией будет всё в порядке. А наш с вами вклад и вообще смехотворен - мы же пиратские копии смотрим :)

Про ужасность преобладания сериалов над фильмами я тоже могу понять. Я так одно время мучилась тем, что читаю художественную литературу, а не научную по моей специальности. Взяла себя в руки, года три читала только научку, а потом поняла - не влазит больше, не могу. И снова засела за художку :) Недавно вышла в разумный баланс :) Так что, может и у вас этот баланс появится для фильмов, вместе с появлением больших кусков свободного времени :)

Не, кроме "Луговых собачек" ничего не заинтересовало, куда там в сериальном запое :)) Последний фильм смотрела в октябре, открыв для себя новый, незаезженый хэллоуинский фильм "Колыбельная / Kolysanka" (2010)

Да и вообще книголюбам сложнее: они разрываются не только между сериалами и фильмами, но ещё же и книги зовут :)
neosonus
Mar. 18th, 2016 12:01 pm (UTC)
О, я и не претендую на какой-либо вклад, я на самом деле очень эгоистичная особа - и смотрю на все это с исключительно собственной точки зрения - как это отражается на мне. Некий утилитарный подход к духовно-нравственному развитию, его возможностям для меня... Короче, эгоистка я:)
Да, я понимаю, что найти баланс - это было бы замечательно. Такая золотая середина между фильмами и сериалами)) Думаю, что рано или поздно я приду к этому. Даже интересно для самой себя - какова будет моя идеальная пропорция)

Не слышала про "Колыбельную", но я если честно, не люблю истории про вампиров.

Про разрываются между сериалами, фильмами и книгами - прямо в точку:))))
bukogolik
Mar. 17th, 2016 07:28 pm (UTC)
Мне кажется, сериалы сейчас вышли на такой высокий и качественный уровень, что там зачастую оказываются более интересные идеи и исполнение, чем в обычном кинематографе. Поэтому как же их не смотреть :)
Слушай, а как ты вышла на "Черного Орфея"? :) Я очень люблю оттуда главную музыкальную тему, когда-то с удивлением узнала, что это не самостоятельная песня и нашла фильм, но так пока и не посмотрела.
neosonus
Mar. 18th, 2016 05:40 am (UTC)
Про новый и качественный уровень полностью согласна! Взять хотя бы "Ганнибала" - там каждая серия достойна съемок отдельного качественного триллера (я очень люблю такие истории про маньяков). И снято классно, и актеры отличные. Но у меня какое-то предубеждение, мне кажется, что если я смотрю сериал, то лишаю себя чего-то более стоящего, важного... В сериалах есть, конечно, какая-то мораль, идея, но вот так чтобы поменять человека, заставить посмотреть на мир другими глазами - я представляю только фильм... Предубеждение, как я уже сказала) Но мне и правда, так кажется.

На Орфея я вышла через лауреатов Каннского кинофестиваля. Я обычно хочу посмотреть самого победителя (в 1959 году - Орфей) и его соперников (скачала из шорт листа 1959 года "Наполовину нежная", "Назарин", "Арайя", "Анна Эдеш", "Хиросима, любовь моя", "Охота", "Середина ночи", "Звезды", "400 ударов", "Путь наверх" ). Написала такая и подумала - да... это, мягко говоря, странно))) Но я просто боялась, что роднойдорогой торрент закроют, вот и накачала кучу фильмов)) И шорт лист, кстати, большой, я даже не все скачала (вот, сама себя успокаиваю, что все со мной нормально)))
bukogolik
Mar. 18th, 2016 08:17 am (UTC)
Думаю, твое предубеждение отчасти основано на длительности :) Все-таки обычно слишком привыкаешь к сериалу, даже когда там 4-6 серий. Но в целом да, многих фильмам бы поучиться.

Как интересно :) Не знала, что "Орфей" выиграл в Каннах. Вернее, я кроме песни про него вообще ничего толком не знала :) Поверь, с тобой все нормально. Если бы была нормальная возможность смотреть все это легально за вменяемые деньги, люди бы так и делали. А тут и в кинотеатрах в большинстве своем редко бывает что стоящее, не говоря уже про старое кино. И ты еще не видела мой диск :))))
lo_mar
Mar. 17th, 2016 08:15 pm (UTC)
заинтриговала "Тортом"
neosonus
Mar. 18th, 2016 05:42 am (UTC)
Я не знаю, советовать ли тебе) Боюсь, что я слишком субъективна.
Но надеюсь, понравится)
lo_mar
Mar. 18th, 2016 09:04 am (UTC)
посмотрим, хоть я не люблю Джен, в конце концов, всегда же можно выключить ))))
( 10 заявки — Оставить заявку )