?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ГинеллиМое призрачное путешествие в поисках утраченного времени Пруста обещает быть долгим. Как оказалось, так и должно быть. Но внутри меня сидит вечно голодный книжный монстр, которому мало строго дозированного погружения в мираж то ли своего прошлого, то ли Пруста. Поэтому я параллельно читаю несколько произведений.  Первая книга итальянской писательницы Л. Гинелли вспыхнула яркой звездой – произвела фурор на книжной ярмарке во Франкфурте, получила испанскую премию Нокт (премия испанской Ассоциации Писателей Хоррора), была переведена и издана в семи странах, в том числе России, Голландии, Франции, Испании и Латинской Америке. Стала финалистом престижной итальянской премии в области литературы Стрега. Эта книга стала литературным событием, ее обсуждали, хвалили и критиковали. Что же стоит за этим жутким названием и длинным шлейфом регалий? И есть ли смысл, вслед за критиками,  сравнивать Гинелли с классиком Оскаром Уальдом или Его Величеством ужасов Стивеном Кингом?

Филиппо заперт в собственном детстве. Его отец регулярно напивается и бьет подростка, мать, забитое и загнанное существо, не может ему ни чем помочь, и он, глава свой маленькой банды, находит выход накопившейся злости – пристает к мальчику аутисту Пьетро. Он насмехается, издевается и даже бьет его. И не известно, кому он делает хуже – бедному ребенку, который не может за себя постоять, но который за секунду способен «отключиться» от этой реальности, или Филиппо, который как бы он не хотел – не может убежать из этого гадкого, противного мира. И надо же такому случиться, что именно в тот момент, когда он издевался над Пьетро, за ним наблюдала черная фигура Человека-Призрака. Того, кто несет возмездие, и кто очень скоро доберется до Филиппо и всех его дружков. Человек-Призрак появился в далеком 1986 году. При каких обстоятельствах, где и как, и что именно Призрак натворит в 2006, нам поведает Лоренца Гинелли в своем романе.

Официально эта книга считается триллером с элементами фантастики, но я бы назвала ее неким гибридом YA и триллера. Есть в ней некая очевидность истин, непосредственность и простота. Она словно учит юного, неопытного читателя прописным истинам, объясняет природу зла и добра, объясняет меру ответственности за наши поступки. Многое в романе напомнило мне «Хранилище ужасных слов» Элии Барсело. К слову, у Гинелли, среди прочих, есть педагогическое образование, так что эта особенность книги объяснима. Что касается триллера – здесь как раз больше всего негативной критики и претензий. Большинство недовольных ссылается на то, что автор и подметки не годится Стивену Кингу, и как выразился один из рецензентов на итальянском форуме «я пожирал и у меня было расстройство желудка/E ho fatto indigestione». И здесь мне бы хотелось защитить писательницу. Потому что не все могут писать как Кинг, но это ни сколько не умаляет их достоинств. Разве мы, читая какой-нибудь современный детектив, сравниваем его с Агатой Кристи или Конан Доилем? Я считаю – это несопоставимые вещи. Так же, кстати, как и с пресловутым «Портретом Дориана Грея». «Пожиратель» ни в коем случае не классика, и предъявлять к нему те же требования уровня литературного мастерства, попросту не честно. Это обычный триллер. Это не взрыв мозга, не шедевр, не эпик. Нужно быть реалистами.

Лично у меня отношение к книге неоднозначное. С одной стороны, как художественное произведение оно, действительно, не производит сильного впечатления. Периодически мой слух резали пассажи вроде «внутри ее раздирали противоречия, расцарапывая душу, словно бешеные стеклянные осколки», «голый корень ясеня – варикозная вена земли», «небесная сперма». А порой в простой и бесхитростной форме проскальзывали мысли, которые задевали за живое: «у взрослых всегда находятся прекрасные оправдания собственным комплексам». Во всяком случае, идея этой книги интересна, завязка, исторический контекст – все это интригует. А финал, сны Алисы и черные кролики, то, что, на мой взгляд, является слабым звеном романа, не определяет его сущности. Чтобы оценить эту книгу,  нужно ее прочесть. А скрасит ли она ваши серые будни или же напротив, пройдет мимо, не оставив следа, я не в силах предугадать.

Comments

( 3 заявки — Оставить заявку )
lo_mar
Mar. 7th, 2016 07:08 pm (UTC)
я в последнее время как-то потерял интерес: если книга с первых страниц не увлекла, то, скорее всего, даже мучиться не буду. У меня накапливается куча отложенного чтения, я перебираю его, выкидываю оттуда все, что не пошло, и загружаю по новой.
Аналогичная ситуация с фильмами и сериалами. У меня порядка десятка, если не больше фильмов, которые я хочу посмотреть, и классика, и мейнстрим, и есть достаточно малоизвестные работы (экранизация одного из любимых произведений Мюриэл Спарк "Мисс Джин Броди в расцвете лет" с неподражаемой, и еще молодой, Мэгги Смит). Однако все лежит мертвым грузом. Просто боюсь браться: ведь мое настроение может очень сильно повлиять на мое же восприятие. И есть риск, что я неадекватно восприму отличную киноработу.
neosonus
Mar. 8th, 2016 06:52 am (UTC)
ох, как же я тебя понимаю. Мне очень-очень хорошо знакома такая ситуация. Из-за прекрасной и любимой работы (и хочется одновременно так написать и закавычить, потому как порой устаешь от этой прекрасной работы дико). И я тоже в таком состоянии могу открыть и отложить в сторону десятки книг, и хотя в другое время обязательно понравились бы, тут - нет, не идет...

И вот сейчас думаю - как я из этого выхожу... Насколько я помню, мне помогает беллетристика. И кино тоже, из этого разряда. Читаешь/смотришь что-то поверхностное, и успокаиваешься как-то... А еще у меня свой девчачий рецепт - я же вышиваю. Полный дзен))) Может тебе лобзиком там, или чем ты в детстве любил заниматься? Можно купить дрель, и отомстить всем соседям заодно)) Приятное с полезным.
lo_mar
Mar. 8th, 2016 09:12 am (UTC)
:)))) про дрель понравилось)))
( 3 заявки — Оставить заявку )