?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Воллар *Семь лет назад.

Я хожу по залам Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Меня окружают импрессионисты. Я вспоминаю недавно прочитанное «Творчество» Золя, и словно вижу, как сквозь воздушные и обманчиво хаотичные, мерцающие мазки сочится боль от равнодушия и непонимания, бесконечная борьба, и полная зависимость от торговцев картинами. А потом я вижу его. Портрет Амбруаза Воллара кисти Пикассо. Первые шаги аналитического кубизма. Расколотое на тысячи осколков лицо. Острые фрагменты. Отражение в зеркале. Бросающиеся в глаза детали. Я застываю, не в силах отвести взгляд.

*Месяц назад.

Я открываю первые страницы «Воспоминаний торговца картинами». Меня обволакивает медоточивый голос галантного собеседника, очаровательного и предупредительного:
«Как-то вечером в гостях у мадам С. после ужина, мы разговорились о достоинствах различных религий. Когда спросили мое мнение, я прямо заявил, что если бы мне пришлось выбирать, я отдал бы предпочтение иудейской вере. Второе место я отвел протестантизму, а на самое последнее поставил католическое вероисповедание.
– Но позвольте полюбопыствовать, мсье Воллар. – спросила хозяйка дома, – каковы ваши соображения?
– Мадам, я родился в стране, жители которой не переносят сквозняков. Так вот, в синагогах прихожанам нельзя снимать шапку; протестантские храмы, где не принято оставаться в головном уборе, по крайней мере, прилично отапливаются, а в католических церквах, напротив, люди находятся с непокрытой головой под ледяными сводами, подвергаясь воздействию сквозняков, дующих из всех щелей…».

Я оказываюсь во власти этих сладких речей. В высшей степени внимательного, не утруждающего читателя пространными рассуждениями, остроумного и оригинального завсегдатая парижских салонов.   

*пару недель назад.

Как обычно, покупаю новый номер «Psychologies». Тема номера «Искать себя, найти и стать собой». Читаю о книге Рихарда Прехта «Кто я и сколько меня, если я вообще есть?». Задумываюсь над множественностью «Я».  «Личность – нечто находящееся в постоянном движении. Ведь смыслы, которые определяют наш поиск себя, тоже постоянно меняются» (Д. Леонтьев).

*сегодня.

Пролистываю страницы интернета в поисках информации о Волларе, в голове калейдоскоп из цитат известных людей и частных мнений, черно-белых фотографий и портретов кисти известных художников. «Воллар помогал деньгами многим уже достаточно известным художникам. Начинающие живописцы тоже удостаивались его поддержки, не только финансовой, но и моральной» (с) «Он был достаточно свирепым бизнесменом, нажившим свое состояние благодаря девизу «покупай дешево — продавай дорого» (с). «Очень хитрый, Воллар прикидывается простаком, полный неуемной энергии, разыгрывает ленивца, которого зачем-то вывели из состояния тихого, блаженного созерцания, тогда как сам он мечтает лишь об одном - снова в него погрузиться» (с)
picasso_ambroise_vollard vollard artlibris_10

Кроме того, в голове сотни упоминаний, сказанных как бы «между прочим» в художественных произведениях и мемуарах, оставивших  еле заметный след, порой лишь одно имя («Жажда жизни» Ирвинга Стоуна), порой целый портрет (Гертруда Стайн).

Эти разрозненные фрагменты, эти фотографии, картины и цитаты, эта статья в «Psychologies» и незабываемая картина Пикассо, сейчас, после прочтения «Воспоминаний торговца картинами», складываются в единое целое. В фигуру неоднозначную и значительную, множественную в своих талантах и слабостях. Амбруаз Воллар – легендарный торговец, меценат и издатель. Человек, ставший символом целой эпохи.

Нужно ли говорить, что эта книга безумно мне понравилась. Я думаю, это настоящая находка, для человека так или иначе связанного с искусством, для тех, кто увлекается культурологией, кому любопытна история искусств, для тех, кто интересуется политикой Франции в начале ХХ века, кто любит читать мемуары и воспоминания известных людей. Ну, и конечно, в первую очередь,  эта книга для поклонников импрессионизма. Воллар рассказывает о встречах и разговорах с художниками, о том, какое впечатление они производили на него самого и его окружение, о своих поисках забытых шедевров, об удачных и неудачных сделках, о невероятных посетителях его художественного салона на улице Лаффит. О том, как он начал торговать картинами, и какова была реакция публики на картины импрессионистов. Его истории, обличенные в короткие занимательные истории и почти анекдоты, рассказывают о Франции рубежа веков, о Франции накануне и во время Первой Мировой, о послевоенных США, Испании, Голландии, Швейцарии и Англии. Внимательный взгляд наблюдательного человека, который не плохо разбирался в людях, который умел ценить всеми осуждаемое искусство, и который, в конечном счете, оставил свое имя на страницах истории. Его знакомство со знаменитыми политиками и писателями (о, мой любимый Золя!) сделало его не просто их современником,  а участником, активным деятелем своего времени.

Безусловно, Воллар не был ангелом, он бизнесмен в искусстве, арт-дилер, как называют его на всех англоязычных сайтах. И я трезво оцениваю его личность. Не бывает альтруистов-продавцов, не бывает издателей, которые не хотели бы, чтобы их книги продавались. А он был и продавцом, и издателем. Он был новатором и его дальновидность достойна похвалы. А осуждать капитализм, я считаю неблагодарным делом. Эти упреки не изменят ни этот мир, ни тем более тот.

После этой книги, невозможно остаться безучастным, равнодушным к ее автору. Она невольно внушает симпатию и привязанность к этому знаменитому человеку. Она словно спускает его с олимпа, делает более живым, уязвимым и настоящим. Я очарована и покорена. И готова часами изучать фрагмент за фрагментом этой многозначной личности. Как жаль, что на русском языке, есть только эта книга Воллара. Надеюсь, когда-нибудь переведут и остальные.
                                                                                renoir2348